9
субъектов, реализующих ее на том или ином уровне государственной организации
(например, статус федеральных и региональных органов исполнительной власти).
3. Исполнительная власть непременный атрибут государственно-властного
механизма, построенного на началах разделения властей. Она всегда существует наряду
с законодательной и судебной властями. До принятия Конституции Российской
Федерации 1993 года законодательная власть осуществлялась только на федеральном и
республиканском уровнях. Разделение властей в буквальном смысле имело известные
формальные ограничения. Сейчас таковые отсутствуют, так как все субъекты
федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая
принятие законов (ст. 76 Конституции Российской Федерации). Естественно, что на
указанных уровнях осуществляется исполнительная и судебная власть. Там же, где
отсутствуют три ветви государственной власти, исполнительная власть в ее
государственно-правовом (конституционном) значении не функционирует. Например,
ее нет на уровне отдельных государственных предприятий и учреждений,
негосударственных формирований.
4. Исполнительная власть, как и любое другое проявление властных полномочий,
есть способность и возможность оказывать определяющее воздействие на
деятельность, поведение; право и возможность подчинять других своей воле. Ее
отличительным признаком является то, что власть реализуется в отношении к
различным (коллективным или индивидуальным) элементам государственно-
организованного общества, т.е. в общегосударственном масштабе и в качестве
специфической государственной функции правоприменительного
(правоисполнительного) характера. Данное качество исполнительной власти наиболее
существенно, так как раскрывает ее особую государственно-правовую природу,
позволяет отграничить исполнительство такого характера от исполнительства
(исполнения), присущего любой организованной ячейке человеческого коллектива или
общества в качестве средства управления собственными делами (самоорганизация).
5. Исполнительная власть, являясь ветвью единой государственной власти, не
может отождествляться с видом государственной деятельности. Соответствующий
вид такой деятельности не сама власть, а лишь форма ее практической реализации.
Следовательно, исполнительная власть не тождественна исполнительной дея-
тельности. Власть сущностное выражение таковой деятельности, ее
функциональной направленности и компетенционной определенности, то есть
категория базового характера. В силу этого исполнительная власть не тождественна и
государственному управлению, которое всегда характеризовалось как определенный
вид государственно-властной деятельности.
6. Исполнительная власть, выражающаяся в особом виде государственной
деятельности, по своей сути правоприменительна. Это ее принципиальное качество
и назначение. Однако, имеется в виду правоприменение особого рода. Так, судебная
власть также является правоприменительной, но применение (исполнение) требований
законодательства осуществляется ею преимущественно в негативных случаях т.е.
когда эти требования нарушаются и возникает необходимость в судебном
принуждении либо в судебной правоохране. Для исполнительной же власти характерно
в основном правоприменение позитивного характера, т.е. прямое исполнение
требований законодательства прежде всего в целях нормальной и эффективной работы
всех находящихся под ее воздействием объектов экономики, культуры и т.п.
7. Исполнительная власть имеет определенное субъектное выражение. Это
значит, что она олицетворяется в деятельности специальных субъектов, наделенных
исполнительной компетенцией. Таково одно из непременных требований разделения
властей. Соответственно исполнительная власть представлена в государственно-власт-
ном механизме органами исполнительной власти. Естественно, что ими не могут быть
ни законодательные, ни судебные органы государственной власти.
|