Navigation bar
  Print document Start Previous page
 92 of 467 
Next page End  

92
Органы исполнительной власти других организационных форм создаются и
действуют на различных уровнях.
На базе действующих нормативно-правовых актов по организационным формам
сложно определить функциональное назначение, компетенцию и организацию работы
органов одной и той же формы. Ее выбор нередко является произвольным.
Организационные формы и основы статуса федеральных органов исполнительной
власти определены указами Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 года
«О системе федеральных органов исполнительной власти» и от 6 сентября 1996 года
«Вопросы федеральных органов исполнительной власти». Ими являются министерства
Российской Федерации (федеральные министерства) и иные федеральные органы
исполнительной власти: государственные комитеты Российской Федерации,
федеральные комиссии России, федеральные службы России, российские агентства,
федеральные надзоры России. Впредь запрещено создание федеральных органов
исполнительной власти Российской Федерации иных наименований и с иным статусом,
чем это предусмотрено рассматриваемыми указами. Однако данными указами не
отменен указ Президента Российской федерации от 10 января 1994 года «О структуре
федеральных органов центральной исполнительной власти», которым на
конституционных основаниях в систему органов исполнительной власти включалось
прежде всего Правительство Российской Федерации.
В литературе и нормативно-правовых актах часто фигурирует термин
«ведомство». Этим понятием охватывались в одних случаях все центральные органы
отраслевого и межотраслевого управления, включая министерства, государственные
комитеты; в другом — все такого рода органы, кроме министерств и государственных
комитетов, т.е. комитеты, главные управления и другие. В литературе они именовались
специальными ведомствами. В принципе аналогичное употребление этого термина
встречается до сих пор. Однако изменился подход к установлению их правового
статуса. Прежде он формировался Правительством. Ведомства подчинялись
Правительству. В настоящее время эти вопросы решаются в том же порядке, в каком и
в отношении министерств, государственных комитетов. Многие из ведомств, как
отмечено, подчиняются непосредственно Президенту Российской Федерации.
Администрации — органы исполнительной власти краев, областей, автономной
области, автономных округов.
Органами этих администраций являются департаменты, главные управления
(управления), отделы. Перечни и формы органов администраций определяются
соответствующими субъектами самостоятельно. Среди них различаются отраслевые,
межотраслевые органы.
Действующие нормативно-правовые акты, касающиеся организационных форм
органов исполнительной власти, имеют тот недостаток, что к органам относят иногда
образования, ими не являющиеся. Федеральные агентства не являются органами
исполнительной власти в собственном смысле слова. Они специализируются на
выполнении конкретных видов деятельности, а управленческие функции выполняют
органы, создаваемые в их составе. Так, Российское космическое агентство имеет свой
орган с функциями управления, но в целом не является органом исполнительной
власти.                       
Нередко одну и ту же форму имеют органы исполнительной власти и их
структурные подразделения. Например, к первым относятся департаменты мэрии
Москвы, ко вторым — департамент ценных бумаг Министерства финансов Российской
Федерации, департамент ветеринарии Министерства сельского хозяйства и
продовольствия Российской Федерации. Будучи структурными подразделениями,
некоторые департаменты обладают значительной самостоятельностью в руководстве
отраслями, подотраслями, осуществлении специализированных функций. Особенно те
из них, статус которых определяется положениями, утвержденными Президентом или
Hosted by uCoz