91
очерченных правом. К ним не применяется принцип «разрешено все, что не
запрещено».
Из правовых актов вытекает общее правило: каждый орган исполнительной
власти действует в пределах установленной ему компетенции, в определенном порядке
и в установленных правовых формах, хотя бы на этот счет и не было специальной
оговорки в правовых актах, закрепляющих его задачи, функции и полномочия.
При этом под компетенцией органа государственного управления понимается
«система полномочий этого органа по осуществлению государственной власти... она
включает в себя обязанность (перед государством) и право (по отношению к
управляемым объектам) выполнять определенные задачи и функции... применительно к
этим объектам».* Подзаконность деятельности органов исполнительной власти
важнейший момент в их правовом положении. Во всей своей деятельности они должны
строго следовать требованиям Конституции, законов, выполнять и в пределах своей
компетенции способствовать их выполнению другими.
______________________
*Лазарев Б.М. Компетенция органов управления. М.: Юрид. лит., 1972. С. 101-
102,
Органы исполнительной власти находятся на бюджетном финансировании. Они
являются юридическими лицами, то есть обладают гражданской правоспособностью.
Права органов исполнительной власти гарантируются Конституцией Российской
Федерации, конституциями и уставами ее субъектов, другими нормативно-правовыми
актами, устанавливающими их статус. В качестве их организационных гарантов
являются Президенты, органы, решающие вопросы образования соответствующих
органов; органы прокуратуры. Защита прав органов исполнительной власти может
быть предметом разбирательства судебных органов.
Слабым местом в статусе органов исполнительной власти является
неопределенность их ответственности за неблагоприятные последствия их
деятельности.
2.2.2. Виды органов исполнительной власти
Данные органы можно классифицировать по ряду признаков и прежде всего в
зависимости от государственного устройства, организационных форм, характера
компетенции, порядка решения подведомственных вопросов.
В соответствии с федеративным государственным устройством различаются
федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации: республик, краев, областей, городов
республиканского значения (Москва и Санкт-Петербург), автономной области и
автономных округов.
По организационно-правовым формам различаются: а) правительства; б) советы
министров, имеющие статус правительств; в) министерства; г) государственные
комитеты; д) комитеты; е) службы; ж) главные управления, управления; з) инспекции;
и) агентства; к) департаменты; л) администрации; м) мэрии; н) отделы и др.
Организационные формы органов исполнительной власти сами по себе не всегда
определяют их место, назначение, характер компетенции, принципы, лежащие в основе
порядка разрешения подведомственных им дел. Часто эти параметры закрепляются в
нормативно-правовых актах, устанавливающих правовой статус тех или иных органов.
По общему правилу, правительства, советы министров, министерства,
государственные комитеты образуются на уровне Российской Федерации, республик.
Но в настоящее время правительства, министерства созданы в других субъектах
Российской федерации (Москве, Санкт-Петербурге и др.).
|