107
государств.
Славянская правовая семья. Выделение славянской правовой семьи в качестве самостоя-
тельной ветви правовой цивилизации имеет определенную новизну и поэтому нуждается в допол-
нительном обосновании.
Особенностью приведенного варианта структуры правовых семей, включающей самостоя-
тельную семью славянского права, является стремление отразить подход уже известных типоло-
гий, выделяющих в отдельную рубрику славянскую правовую семью, и изменения юридической
карты современной Европы. Из представленной классификации не выпадает (в отличие от некото-
рых современных трактовок) нормативный регион и соответственно правовая общность, образуе-
мая странами в основном славянского этнического происхождения, относимыми в свое время к
социалистической правовой семье.
Речь идет о государствах бывшего социалистического содружества:
СССР, ГДР, СФРЮ, Польше, Болгарии, Венгрии, Чехословакии, Румынии, которые со-
ставляли, в частности, по мнению французского компаративиста Р. Давида, особую семью социа-
листического права².
Основанием для выделения этой правовой общности в качестве отдельной, специфичной
правовой семьи были в свое время социально-экономические и идеологические критерии, нахо-
дившие концент-
)
См., например Саидов Л.Х Сравнительное правоведение и юридическая география мира. М., 1993; Он же. Введение в основные право-
вые системы современности.
Ташкент, 1988.
2
См.: Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988. С. 4344.
рированное выражение в понятиях «общественно-экономическая формация», «социальный
строй общества», который с помощью права стремилась утвердить и развивать государственная
(политическая) власть названных стран. В традиционной для нашей науки классификации право-
вых семей на семьи общего, романо-германского (континентального), традиционно-обычного, ре-
лигиозного и социалистического права использовалось сразу несколько довольно разнохарактер-
ных критериев:ют технико-юридических до социально-экономических и идеологических.
Такая классификация соответствовала устоявшимся научным подходам и главное госу-
дарственно-правовым реалиям мира. Поэтому она была общепризнанной в советской юридиче-
ской литературе*.
В настоящий период данная типология нуждается в определенных уточнениях, вытекаю-
щих из новой политической, социально-экономической и духовной ситуаций, сложившихся в пра-
вовом мире в связи с распадом СССР, европейской социалистической системы, эволюцией обще-
ственно-политического строя стран, входивших в сферу социалистического права.
Фундаментальные изменения, происшедшие в конце 80-х начале 90-х годов в восточно-
европейских странах, появление на политической карте новых государств - новой России, объеди-
ненной Германии, новой Югославии, самостоятельных Чехии, Словакии, Хорватии, Македонии,
Украины, Белоруссии и др. свидетельствуют о необходимости теоретического анализа правового
пространства некогда единого социалистического сообщества Восточной Европы.
Главный вопрос: какова природа национальных правовых систем стран бывшего социали-
стического лагеря? Какими критериями необходимо пользоваться, чтобы с достаточной точно-
стью выразить их правовую природу и соотнести ее со спецификой уже имеющихся правовых
общностей? По сути дела, речь идет о новой политической, социально-экономической и соответ-
ственно законодательно-юридической ориентации государств, вошедших в полосу своего соци-
ального обновления.
Эта ориентация имеет стратегически важное значение в судьбах национальных государст-
венно-правовых систем России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Грузии, Казахстана, других ны-
не независимых и самостоятельных стран. Поэтому данный вопрос уже сейчас представляет собой
большую не только теоретическую, но и геополитическую, идеологическую, международную
сложность.
1
См., например: Алексеев С.С. Общая теория права: Курс лекций: В 2 т. М., 1981. Т. 1. С. 111.
Проблемный аспект этой темы в нашей литературе только еще начинает осознаваться и об-
суждаться. Существует точка зрения, согласно которой правовые системы стран, входивших в со-
циалистическое содружество, ранее принадлежали к романо-германской правовой семье и поэто-
му сейчас речь идет лишь об их «возвращении» в это сообщество. На этой позиции основаны сей-
час официальная юридическая политика подавляющего большинства новых государств, включая
|