160
В частности, неприемлемо в нем положение, согласно которому субъективное право всегда
и во всех случаях вытекает из объективного права и полностью им определяется. Это не так, осо-
бенно когда речь идет о естественных правах человека, источник которых не закон.
В настоящее время в основном уже преодолена концепция открои-рованных (дарованных,
пожалованных) прав, как и концепция приоритета государства над личностью. Не государство
создает и предоставляет личное ги права, а она сама их имеет от рождения, и обязанность государ-
ства признавать, уважать и защищать эти права.
4. ОСНОВНЫЕ ПРАВА ЛИЧНОСТИ (Н.И. МАТУЗОВ)
В общей шкале гуманитарных ценностей права человека, как и сам человек, занимают цен-
тральное место и доминируют над всеми остальными. Их приоритет и значимость неоспоримы,
роль, назначение очевидны. «Человеческое измерение» оселок любых общественных преобразо-
ваний, точка отсчета в решении глобальных и текущих задач, в проведении всевозможных
ре4юрм, разработке государственных программ. Именно с этих позиций оцениваются сегодня все
происходящие в стране и в мире события и процессы.
При любом демократическом устройстве права и свободы граждан, а также их обязанности,
составляют важнейший социальный и политико-юридический институт, объективно выступаю-
щий мерилом достижений данного общества, показателем его зрелости, цивилизованности. Он
средство доступа личности к духовным и материальным благам, механизмам власти, законным
формам волеизъявления, реализации своих интересов. В то же время это непременное условие со-
вершенствования самого индивида, упрочения его "статуса, достоинства.
Поиск оптимальных моделей взаимоотношений государства и личности всегда представлял
собой сложнейшую проблему. Эти модели в решающей степени зависели от характера общества,
типа собственности, демократии, развитости экономики, культуры и других объективных условий.
Но во многом они определялись также властью, законами, правящими классами, т.е. субъектив-
ными факторами.
Главная трудность заключалась и заключается в установлении такой системы и такого по-
рядка, при которых личность имела бы возможность беспрепятственно развивать свой потенциал
(способности, талант, интеллект), а с другой стороны, признавались бы и почитались общегосу-
дарственные цели то, что объединяет всех. Подобный баланс как раз и получает свое выражение
в правах, свободах и обязанностях человека.
Именно поэтому высокоразвитые страны и пароды, мировое сообщество рассматривают
права человека и их защиту в качестве универсального идеала, основы прогрессивного развития и
процветания, фактора устойчивости и стабильности. Весь современный мир движется по этому
магистральному пути. Т. Джефферсон в свое время говорил;
«Ничего не остается неизменным, кроме врожденных и неотъемлемых прав человека».
Опыт более чем двух столетий вполне подтвердил эту мысль.
В 1998 г. все мировое сообщество отметило 50-летний юбилей Всеобщей декларации прав
человека. К этой дате были приурочены многочисленные конференции, доклады, выступления,
статьи п отечественной и зарубежной периодике. Подводились итоги, обобщался опыт реализации
названной хартии, анализировались достижения и провалы, надежды и разочарования.
К сожалению, эти итоги во многих странах, в том числе в России, оказались, мягко говоря,
неутешительными, о чем будет подробнее сказано в следующем параграфе данной главы. Но до-
кумент остается актуальным и сегодня, поскольку он по-прежнему служит важнейшим ориенти-
ром в развитии идей прав и свобод человека, усиления их материальных и юридических гарантий.
Права человека внетерриториальны, и вненациональны, их признание, соблюдение и защи-
та не являются только внутренним делом того или иного государства. Они давно стали объектом
международного
1
См.."например: Права человека в России: время надежд и разочарований Материалы научно-практической межвузовской конференции.
Гостов н/Д, 1998, Права человека и пути их реализации. Материалы международной конференции. Саратов, 1999, Бахип С.В. Всеобщая декларация
1948 года: от каталога нрав человека к унификации правового статуса личности // Правоведение. 1998. ¹ 4, Иванечко В С Всеобщая декларация
прав человека и Конституция Российской Федерации // Там же; Матузов 11.И. Теория и практика прав человека в России // Там же.
регулирования. Права личности не есть принадлежность отдельных классов, наций, рели-
гий, идеологий, а представляют собой общеисторическое и общекультурное завоевание. Это нрав-
ственный фундамент любого общества.
По мнению С.С. Алексеева, «именно в категории прав человека гуманитарная мысль и гу-
манитарное движение обрели стержень, глубокий человеческий и философский смысл». Вся рас-
|