Navigation bar
  Print document Start Previous page
 215 of 427 
Next page End  

215
органами управления (общим собранием акционеров, советом директоров и т.п.).
Приказы нормативного и индивидуального значения принимаются руководителями пред-
приятий, учреждений и организаций. С их помощью регулируются вопросы труда, заработной
платы, материального поощрения и другие связи и отношения внутриорганизационного характера.
Распоряжения же принимаются директором предприятия, его заместителями и руководите-
лями структурных подразделений для решения проблем, связанных с исполнением приказов и по
иным оперативно-методическим вопросам.
Действующее законодательство не устанавливает конкретных форм нормативно-правовых
актов общественных организаций. Они определяются самими организациями в положениях и ус-
тавах, закрепляющих основы функционирования добровольных сообществ.
Правовая природа этих нормативных актов производив от государства, от его согласия,
санкции на юридически значимое регулирование определенной группы общественных отношений.
Система нормативно-правовых актов Российской Федерации была бы неполной без выде-
ления группы международно-правовых актов. В соответствии с пунктом 4 статьи 15 Конституции
РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры
Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным
договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то
применяются правила международного договора».
Среди международно-правовых актов можно выделить два основных вида –
директивы и
постановления. Директивы дают участнику сообщества при переработке своего законодательства
возможность выбора способов, средств и форм реализации международных обязательств. В по-
становлениях же содержатся соответствующие требования, подлежащие прямому исполнению
каждой стороной.
5. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ВО ВРЕМЕНИ, В ПРОСТРАНСТВЕ И ПО
КРУГУ ЛИЦ
Действие нормативных актов во времени. Можно выделить несколько вариантов вступле-
ния нормативно-правовых актов в действие.
Во-первых, наиболее распространенным моментом начала действия нормативного акта яв-
ляются истечение определенного срока после его официального опубликования. Так, федеральные
законы и нормативные акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одно-
временно на территории РФ по истечении десяти дней после дня их опубликования, а акты Прези-
дента РФ, имеющие норма
тивный характер, – по истечении семи дней после их первого официального опубликова-
ния. Также по истечении семи дней после опубликования вступают в силу и акты Правительства
РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие пра-
вовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций. Иные акты Пра-
вительства РФ вступают в силу со дня их подписания.
Во-вторых, начало действия некоторых актов определяется моментом их принятия или
официального опубликования. Так, например, акты глав местной администрации вступают в силу
с момента их опубликования, если иное не определено самим актом.
В-третьих, время вступления нормативного акта в действие может быть указано в нем са-
мом в специально принятом по этому поводу акте. Например, ныне действующий ГК РФ или при-
нятый Государственной Думой УК РФ, который вступил в силу с 1 января 1997 г.
В - ч е т в е р т ы х, те нормативные акты, которые не публикуются, а рассылаются в соот-
ветствующие ведомства и учреждения, вступают в действие с момента их получения этими орга-
нами, если в самих актах не указан иной срок введения их в действие.
Прекращение действия нормативных актов связывается со следующими обстоятельствами:
• истечением срока действия, на который был принят тот или иной акт;
• в связи с прямой отменой нормативного акта уполномоченным на то органом;
• в связи с фактической заменой нормативного акта иным актом, регулирующим ту же
группу общественных отношений. Этот вариант прекращения действия нормативного акта менее
желателен, так как зачастую порождает противоречивую право-применительную практику, воз-
никновение пробелов и коллизий правовых норм.
Вновь принятый нормативный акт, как правило, распространяет свое действие на те обще-
ственные отношения, которые возникли после его принятия. Закон обратной силы не имеет. Одна-
Hosted by uCoz