385
спал, особенно в смысле риторики, эмоций, но она продолжается. Теперь эта война идет в рамках
России между законами, указами, судебными решениями, правительственными постановлениями,
а также между федеральными
и региональными актами.
В президентском Послании Федеральному Собранию 1999 г. указывается: «Необходимо
как можно быстрее законодательно закрепить систему инструментов федерального контроля за
законностью нормативных актов субъектов Федерации, предусматривающую, в частности, введе-
ние федерального Регистра правовых актов субъектов Федерации и установление санкций за
умышленное неподчинение должностных лиц правовым актам федеральных органов власти. Тре-
буется в короткие сроки разработать механизм реализации решений Конституционного Суда о
признании неконституционными нормативно-правовых актов субъектов Федерации, противоре-
чащих федеральному законодательству. Процедуры федерального принуждения могут быть также
использованы в отношении органов государственной власти субъектов Федерации, нарушающих
федеральные законы и судебные решения. Государственный контроль, федеральное принуждение
на законной основе обязательный элемент любой жизнеспособной федерации».
Известно, что некоторые республики в составе РФ провозгласили приоритет своих законов
над общероссийскими. А ведь именно с этого началась в начале 90-х годов война законов в СССР,
послужившая
)
Российская газета. 1999. 31 марта.
одной из причин его распада. Сегодня мы имеем «второе издание» этой войны, но уже ме-
жду новым центром и новыми его субъектами. Кстати, ни в бдной стране мира с федеративным
устройством региональные законы не имеют превосходства над федеральными В противном слу-
чае был бы налицо государственный нигилизм.
Особенно тяж¸лые бои (в буквальном и переносном смысле) развернулись в сентябре ок-
тябре 1993 г. Между актами бывшего Верховного Совета и Президентскими указами. В тот мо-
мент беспрецедентная война законов и властей достигла своего апогея и существенно изменила
морально-психйлОГйческий климат в стране. Это был «верхнеэшелонный» правовойнигилизм в
его предельно острой, драматичной фбрме, приведший к кровопролитию и жертвам. Ничего по-
добного современная история не знает, аналогов нет.
По мнению Многих политологов и юристов (наших и зарубежных), известный Указ Прези-
дента РФ ¹ 1400 От 21 сентября 1993 г. и последовавшие за ним событий явились государствен-
ным переворотом, поскольку они привели к упразднению законно избранных органов власти и к
смене общественно-политического строя, который затем был легализован выборами и принятием
новой Конституции Объективности ради надо заметить, что в названных выше событиях правовой
нигилизм проявили ббе конфликтующие стороны, только в разной степени и в разных целях.
Некоторым трагическим повторением происшедшего можно считать способ разрешения
чеченского кризиса. В этой связи весьма актуально звучат сегодня слова В.С. Соловьева, который
предупреждал-«Если Россия не откажется от права силы и не поверит в силу права, если она не
возжелает искренне и крепко духовной свободы и истины, она никогда не сможет иметь прочного
успеха ни в каких делах, ни внешних, ни внутренних». Ставка на силу не решает проблем, а заго-
няет их вглубь.
Но существует не только война законов, но и война с законом. Последняя принимает самые
различные формы. А. Чубайс, будучи в свое время первым вице-премьером, заявил однажды в
Госдуме- какие бы законы вы тут ни принимали, мы все равно будем делать так, как считаем нуж-
ным. Помимо двойного вето, воздвигнутого Конституцией на пути закона, он нередко подменяет-
ся, сводится на нет указами, инструкциями и другими подзаконными актами, изменяется или до-
полняется чиновникам»²,
"* Соловьев В б Оправдание добра Нравственная философия //Соч В 2 т М, 1988 Т 1 С 24
2
См Лучин В О «Указное п(яво» и России М, 1996
Есть и третье вето (предварительное) это когда правительство в своем заключении накла-
дывает табу на тот или иной проект закрна из-за отсутствия средств для его реализации. А по-
скольку практически любой закон требует определенных затрат для своего осуществления, то при
желании исполнительная власть может всегда остановить любой неугодный закон. Но главное
это коллизии между законами и указами
К сожалению, Конституция РФ четко не разграничивает предметы. законотворчества и
«указотворчества», не оговаривает твердо и однозначно, что законы обладают высшей юридиче-
|