410
собственности государство через такие формы, как запреты, обязанности, наказания и др., должно
ставить правовые ограничения и в отношении всех посягающих на эту собственность.
Следует иметь в виду и другие связующие нити их взаимообеспечения. Так, юридическая
обязанность есть правовое ограничение для собственных интересов обязанного лица, направлен-
ное одновременно на действие его в интересах управомоченного. Для наиболее эффективного вы-
полнения отдельных обязанностей, в которых заинтересовано общество и государство, устанавли-
ваются меры поощрения, необходимые для того, чтобы стимулировать подобное осуществление
(т.е. процесс ограничения собственных интересов во имя интересов управомоченного и интересов
общества в целом) путем обещания за данные постоянные социально полезные действия соответ-
ствующих благ, ценностей*. Этим самым поощрение в случае заслуженного поведения обязанного
лица компенсирует затраты, некоторую самоущемленность одних интересов за счет удовлетворе-
ния других.
)
См Лазарев В.В. Применение советского права Казань, 1972. С. 24.
5. СОЧЕТАНИЕ СТИМУЛОВ И ОГРАНИЧЕНИЙ В ПРАВОВЫХ РЕЖИМАХ
Правовые стимулы и правовые ограничения, воздействуя на сознание субъектов, опреде-
ленным образом сочетаются друг с другом. «Мо-тивационное воздействие права, писал Л.И.
Петражицкий, состоит не только в вызове положительных импульсов того или иного поведения
(положительная правовая мотивация), но и в устранении или предупреждении появления разных
мотивов в пользу известного поведения, в устранении «искушений» и т.д. (отрицательная право-
вая мотивация). Разные виды мотивации комбинируются в праве друг с другом...».
Названные комбинации, как правило, являются составными частями правовых режимов.
Слово «режим» (от латинского «управление») обозначает совокупность средств, мероприятий,
норм для достижения какой-либо цели. Поэтому правовой режим с точки зрения информаци-, он-
ного подхода можно рассматривать как специфический вид правового регулирования, которой
выражен в своеобразном комплексе правовых стимулов и правовых ограничений. «Каждый право-
вой режим, пишет С.С. Алексеев, есть вес же именно «режим», и его понятие несет в себе ос-
новные смысловые оттенки этого слова, » том числе и то, что правовой режим выражает степень
жесткости юридического регулирования, наличие известных ограничений и льгот, допустимый
уровень активности субъектов, пределы их правовой самостоятельности»².
В зависимости от доминирующих в правовом режиме средств, он может быть либо стиму-
лирующим, либо ограничивающим. Если первый создает благоприятные условия для удовлетво-
рения конкретной группы интересов, а иногда и сверхблагоприятные (режим наибольшего благо-
приятствования), то второй нацелен на их комплексное сдерживание.
Правовое регулирование во многом «складывается» из определенных правовых режимов
для тех или иных субъектов. До недавнего прошлого в отношении человека и хозяйствующих
структур в сфере экономики действовали в основном весьма жесткие правовые режимы ограниче-
ния, в которых господствующее место занимали нормы административного и уголовного права,
состоящие преимущественно из запретов, обязанностей, наказаний, т.е. правовых ограничений.
Заинтересованность была «закована» в слишком узкие для нее юридические границы. В такой си-
туации «стимулирующая функция права, как замечает Ю.А. Тихомиров, почти отмерла»³.
* Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 1907. Т. 2. С. 644.
2
Алексеев С. С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М., 1989. С. 186.
3
Тихомиров Ю.А. Закон. Стимулы. Экономика. М., 1989. С. 39.
В современных условиях важно изменить привычные представле-яия о правовом регулиро-
вании как сугубо ограничивающем. Необходимо реформировать старое соотношение стимули-
рующих и ограничивающих пластов в нем. Назревает неизбежный качественный скачок, который
будет сопровождаться новыми комбинациями стимулов и ограничений в правовых режимах, что
уже находит свое отражение (правда, не всегда последовательное) в российском законодательстве
(например, в налоговом). Только комплексное и доминирующее использование правовых стиму-
лов увеличит шансы эффективного правового воздействия на сознание и поведение субъектов, на
достижение ими социально полезного результата.
Преимущество стимулирующих начал по сравнению с началами ограничивающими заклю-
чается в том, что первые, как правило, выступают более гуманными и демократичными, тонкими
и гибкими методами воздействия, юридическим выражением свободы личности, незаменимым
механизмом содействия самоуправляемому развитию.
Становится все более очевидным, что сложноорганизованным системам нельзя навязывать
|