Navigation bar
  Print document Start Previous page
 46 of 427 
Next page End  

46
ламенту при усложненной процедуре объявления вотума недоверия и президенту при • его лиди-
рующей роли в структуре органов власти.
Социалистическая государственность по своей сути может существовать только в форме
республики. Впервые социалистическая республика как форма государства возникла в 1871 г. в
Париже и просуществовала всего 72 дня. Однако это не помешало Парижской Коммуне стать про-
образом будущих пролетарских государств, создатели которых, анализируя ошибки и достижения
коммунаров, пытались построить государство трудящихся.
Советская социалистическая республика как государственная фирма народовластия воз-
никла в России на рубеже столетий. Впервые
к управлению обществом и государством были допущены широкие слои населения. Однако
тоталитарный режим коммунистической партии, не допускавший инакомыслия, использующий
жесткие методы управления обществом, в итоге привел Россию к экономическому и. политиче-
скому кризису, дискредитировал саму идею социализма. I
Народно-демократическая республика как форма социалистичес-1 кого государства воз-
никла в ряде стран Европы и Юго-Восточной Азии 1 в конце 40-х – начале 50-х годов (Венгрия,
Польша, Чехословакия, ! Болгария, Китай, Вьетнам и др.). В этих странах, как и в советской Рос-
сии, несмотря на формальное признание политического плюрализма, устанавливалось монополь-
ное правление коммунистических партий как руководящих и направляющих сил, осуществляю-
щих догматическую по содержанию политику марксистско-ленинского государственного строи-
тельства.
3. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА (0.0. МИРОНОВ)
Территориальная организация государства – явление сложное и многоэлементное, озна-
чающее определенный порядок устройства, выделение и взаимосвязь отдельных его составных
частей. Это национально-государственное и административно-территориальное устройство, эко-
номическое и специальное районирование.
Под государственным устройством понимается внутренняя национально-территориальная
организация государства, соотношение целого и его частей. Данная категория дает ответы на во-
просы о том, как организована территория государства, из каких частей оно состоит, каково их
правовое положение, на каких принципах строятся взаимоотношения центра и мест.
Государства современного мира по форме национально-государст венного устройства яв-
ляются либо унитарными, либо федеративными.
Унитарное (от латинского – единство) – это государство, в составе которого нет других го-
сударств либо государственных образований, а на его территории созданы административно-
территориальные единицы (области, округа, районы и др.).
При этом унитарные государства могут иметь в своем составе автономные, т.е. самоуправ-
ляющиеся, образования. Классический пример в этом отношении – Испания, где наряду с такими
историческими областями, как Страна Басков и Каталония, выделенными по национальному при-
знаку, созданы и территориальные автономии.
Унитарные государства характеризуются единством территории, населения и власти, дей-
ствующей в пределах государства. Они имеют
единую систему права и государственных органов. Их законодательные органы могут не
иметь палат, но существуют и двухпалатные парламенты. Так, например, парламент унитарной
Великобритании состоит из двух палат: Палаты общин и Палаты лордов. Такая система сло-, жи-
лась в Англии к концу XIII в., на ее сохранении сказался и незавершенный компромиссный харак-
тер английской буржуазной революции XVII в. Палаты парламентов унитарных государств в от-
личие от федераций не имеют специального представительства от тех или иных регионов страны.
Федеративное (от позднелатинского – объединение, союз) есть сложное государство, со-
стоящее из нескольких субъектов, объединившихся для решения общих задач. При этом субъекты
образуются по национальному или территориальному принципу либо федерация создается, ис-
пользуя и первое, и второе начала.
Федерации, основанные на территориальном принципе, оказались более прочными и ус-
тойчивыми (США, ФРГ), в то время как образованные на национально-территориальной основе
или распались (СССР, Чехословакия, Югославия), или испытывают большие сложности. Вместе с
тем федеративная природа ряда государств обусловлена многонациональным составом населения
(Индия, Бельгия, Канада,
Hosted by uCoz