47
Российская Федерация).
В основу нынешнего федеративного устройства России положены национально-
территориальный и территориальный принципы. Они присутствуют и в устройстве таких федера-
ций, как Канада, Индия. При этом федеративное устройство может способствовать решению на-
ционального вопроса и обеспечивает децентрализацию власти, разграничивая полномочия центра
и регионов.
Субъектами федерации являются государства или государственные образования. Число их
может быть различно, отличаются они и наименованием. Так, в составе США пятьдесят штатов,
ФРГ шестнадцать земель, Швейцарии двадцать три кантона. В составе Российской Федерации
двадцать одна республика, шесть краев, сорок девять областей, два города федерального значения,
одна автономная область, десять
автономных округов.
Законодательный орган федерации традиционно состоит из двух палат, в одной из которых
представлены ее субъекты. Когда в 1787 г. на Конвенте в Филадельфии разрабатывалась и прини-
малась Конституция первой в мире федерации Соединенных Штатов Америки, возникли разно-
гласия о порядке представительства штатов в Конгрессе. К качестве компромисса было решено
создать две палаты Палату представителей, число конгрессменов в которой зависит от населения
штатов, и Сенат, в котором каждый штат независимо от величины его территории и численности
населения представлен двумя сенаторами.
По такой схеме строятся парламенты всех федераций мира. Федеральное Собрание (парла-
мент) Российской Федерации состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации.
Каждый субъект Федерации в Совете Федерации имеет по два представителя.
Территории федераций состоят из территорий входящих в них государств и государствен-
ных образований. «Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей
территории», говорится в статье 4 Конституции России. Право выхода из состава федераций за
их субъектами в современных конституциях не признается, что обеспечивает единство и целост-
ность государства. Республики, входившие в Союз ССР, в силу Договора 1922 г. об образовании
СССР и последующих общесоюзных и республиканских конституций таким правом наделялись.
По оно не реализовывалось за все шестьдесят девять лет сущесч новация Союза.
Попытка южных штатов выйти из состава США привела к гражданской войне 18611865
гг. и к утверждению принципа неделимости федерации, получившего подтверждение в заявлении
Верховного суда о том, что Соединенные Штачы есть нерушимый союз, состоящий из неруши-
мых штатов. 11а большой государственной печати США, отражая данное положение, начертаны
слона: «И.) множества единство».
Федеративные государства характеризуются тем, что наряду с общефедеральной конститу-
цией и законодательством конституции и законы имеют и субъекты федерации. Но они не обла-
дают верховенством на своей территории. Конституция Российской Федерации и федеральные за-
коны имеют верховенство на всей территории Федерации, Конституция и законы США являются
высшими законами страны. Аналогичные положения содержатся в конституциях ряда других го-
сударств (Аргентины, Венесуэлы, Канады, Мексики), распространяя действие общефедеральных
законов, принятых по вопросам компетенции федерации, на всю ее территорию.
Признак федеративных государств наличие общефсдерального гражданства и гражданст-
ва членов федерации.
Исторически известна и такая форма объединения государства, как конфедерация, соче-
тающая признаки международно-правовой и внутригосударственной организаций. Конфедерации
как объединения государств создавались для достижения главным образом внешнеполитических и
военных целей. Они были известны периоду становления . буржуазных государств, некоторые из
них распались, другие явились переходной формой к более прочным федеративным связям. Такие
федерации, как США, Швейцария, прошли в прошлом стадию конфе-
* См Государственный строй США М, 1976 С. 57
деративного союза. Конфедерациями были: Нидерланды (15791795), США (1776-1787),
Швейцарский союз (1815-1848), Германский
союз (1815-1866) и др.
Конфедерация есть союз государств, объединенных одним или несколькими общими орга-
нами при сохранении каждым государством своего суверенного существования. Попытки созда-
|