49
До Октября 1917г. Россия представляла собой унитарное государство, главным звеном ад-
министративно-территориального устройства которого были губернии. На окраинах империи на
правах губерний с рядом особенностей создавались войсковые области, где формирова
лись специальные войсковые казачьи части, выполнявшие главным образом оборонитель-
ные, но вместе с тем и хозяйственные функции. Ряд регионов (Польша, Финляндия, отдельные
районы Средней Азии) пользовались достаточно широкой самостоятельностью.
Все это с формирующейся культурно-национальной автономией обеспечивало необходи-
мую устойчивость территориальной организации Российской империи.
Революционные события 1917г. охватили все основные сферы российской действительно-
сти, всколыхнув мощное национальное движение и активизировав стремление народов к нацио-
нальной государственности. После установления советской власти создание федеративного госу-
дарства, построенного по национально-территориальному принципу, стало государственной поли-
тикой.
В январе 1918 г. III Всероссийский съезд Советов принял Декларацию прав трудящегося и
эксплуатируемого народа, согласно которой Советская Российская республика учреждалась на ос-
нове свободного союза свободных наций как федерация советских национальных республик, что
нашло отражение и в Конституции РСФСР 1918 г. В"статье II этого Основного Закона говорилось
о том, что Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, могут объе-
диниться в автономные областные союзы, которые входят на началах федерации в РСФСР. Так
была заложена правовая основа для создания федерации по национально-территориальному прин-
ципу.
Русский народ не имел своей собственной государственности, предполагалось, что ею яв-
ляется вся Российская Федерация, в границах которой в качестве ее субъектов образуются авто-
номии. В таком виде Российская Федерация в 1922 г. объединилась с другими республиками в
Союз ССР.
С прекращением в 1991 г. существования СССР в Российской Федерации активизировались
процессы суверенизации. Автономные республики отказались от статуса автономий и приняли
Декларацию о государственном суверенитете, автономные области (за исключением Еврейской)
провозгласили себя республиками, некоторые автономные округа ставят вопрос о выходе из со-
става краев и областей, о преобразовании их в республики.
Неоднозначные процессы идут в исконно русских регионах краях и областях. Стремление
к самостоятельности национальных районов, жизненные реальности побудили и их поставить во-
прос об изменении своего статуса, что привело к признанию краев, областей, городов Москвы и
Санкт-Петербурга субъектами Федерации.
Таким образом, Российская Федерация в настоящее время строится по национально-
территориальному и территориальному принципам. Первый положен в основу формирования рес-
публик и автономий, вто-
рой краев, областей, городов федерального значения как субъектов Федерации.
Разновариантный характер субъектов Федерации, ее асимметричность требуют четкого, в
первую очередь правового, механизма функционирования государственных структур различных
уровней, отлаженное системы федеральных связей. Российская Федерация формировалась как
федеративное государство на основании закона. Лишь одна автономная республика вступила с
Россией в договорные отношения. 20 марта 1919 г. было подписано Соглашение центральной Со-
ветской власти с Башкирским правительством о Советской Автономии Башкирии. Создание в
1922 г. Союза ССР было юридически закреплено договором.
Договорный характер регулирования федеративных отношений был использован в 1992 г.
для разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами
власти субъектов Российской Федерации. Но этим договором Федерация не создавалась, им лишь
упорядочивались отношения внутри ее. Две республики (Татарстан и Чечня) Федеративный дого-
вор в 1992 г. не подписали. Но переговорный процесс продолжался, и в 1994 г. был подписан До-
говор Российской Федерации и Республики Татарстан о разграничении предметов ведения и вза-
имном делегировании полномочий. С момента принятия действующей Конституции РФ такие до-
говоры подписаны с 46 субъектами Федерации.
Россия многонациональна и федеративна. Это положение должно лежать в основе россий-
ской государственной политики. Учет особенностей республик и регионов, наделение их равными
|