50
социально-экономическими, бюджетно-финансовыми и иными, связанными с собственностью и
рыночными отношениями, правами позволит при сохранении многообразия добиться единства по
важнейшим стратегическим направлениям, определяющим облик общества, благополучие его на-
родов. Возможно, наряду с национальной автономией, созданной по национально-
территориальному принципу, образование территориальных автономий, основанных по воле насе-
ления и его исторически сложившейся культурно-этнической общности (казачества, например),
где это не ущемляет интересов других народов.
Вместе с национальной и территориальной автономией в Российской Федерации широкое
распространение может получить культурно-национальная автономия (немцы Поволжья и других
регионов) с тем, чтобы учесть и сбалансировать интересы различных народов.
Все это призвано способствовать укреплению российской государственности, объединив-
шей в федерации многие народы, исторические судьбы которых нерасторжимы.
4. ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ (В.Л. КУЛАПОВ)
Государственно-правовой режим выражает особенности функционирования государствен-
ного механизма. При выполнении своего функционального назначения органы государства взаи-
модействуют друг с другом и населением, используя определенные наборы средств
и способов управленческого воздействия.
Это настолько важная для всей политической жизни общества динамичная категория, что
некоторые юристы и политологи склонны отождествлять ее с формой государства вообще.
Государственный режим отражает уровень и формы развития демократии, политический
климат в стране в определенный период. Это связано с тем, что государство занимает центральное
место в любой политической системе. Недаром политические партии своей главной целью ставят
борьбу за обладание государственной властью.
Олицетворяя особую публичную власть, государство представляет общество и обеспечива-
ет его политическую и экономическую общность. Оно выполняет основной объем управленческой
деятельности, используя для регламентации наиболее значимых отношений правовые формы. Реа-
лизация управленческих решений проводится с помощью особого (в том числе карательного) го-
сударственного механизма. Принятием правовых актов государство может разрешать, стимулиро-
вать либо запрещать, ограничивать деятельность политических партий,
организаций и движений.
В зависимости от характера используемых государственной властью средств и способов
управленческого воздействия различают авторитарные и демократические государственно-
правовые режимы.
Авторитарный режим отличается тем, что:
I народ при таких режимах фактически отстраняется от формирования государственной
власти и контроля за ее деятельностью;
вся полнота власти концентрируется в руках правящей элиты, не учитывающей коренных
интересов населения;
I устраняется оппозиция (иногда формально разрешается деятельность близких по духу,
родственных политических партий и проф-
I СОЮЗОВ);
I решения центральной власти реализуются при широкомасштабном использовании наси-
лия, при опоре на военно-полицейский аппарат. Устанавливается полное преимущество государ-
ства над правом;
личность лишена гарантий безопасности, человек не может реально пользоваться обще-
демократическими свободами, даже если они формально провозглашены. Устанавливается пол-
ный приоритет интересов государства над гражданином.
С глубокой древности известны деспотические и тиранические разновидности авторитар-
ного режима. Они основаны на произволе и жестокости правителей. Их отличие выражается лишь
в различных способах овладения и приемах осуществления власти. Если деспот приходит к власти
законными способами, то тиран с помощью захвата, государственного переворота. Если жесто-
кость деспота обрушивается прежде всего на ближайшее окружение, высших должностных лиц,
то при тирании на все население.
При конституционно-авторитарном режиме ограничения демократии получают законо-
дательное закрепление в конституции, которая лишь формально провозглашает даже весьма огра-
|