72
9*
убеждение» народа. Оно результат исторического процесса. Передаваясь как бы «с моло-
ком матери», от поколения к поколению, право саморазвивается и постепенно складывается, по-
добно языку и нравам.
Мнение о том, что решающая роль в образовании права принадлежит регулированию свер-
ху, объявлялось «юридическим суеверием». Формирование права сравнивалось с правилами игры,
которые устанавливаются постепенно на основе сложившейся практики. Соответственно закон
не только не единственный, но и не основной в ряду источников права. На первое место сторон-
ники исторической школы права выдвигали обычаи, поскольку многие не знают предписаний за-
кона, но каждому известен фактически сложившийся распорядок жизни. При этом всякий инсти-
тут, например рабство в античном мире, если он исторически сложился и стал привычным, оправ-
дан, поскольку он существует.
С этих позиций историческая школа права отстаивала действовавшее в Германии право, за-
крепляемые им устаревшие феодально-крепостнические институты, резко выступала против лю-
бых его изменений и новых веяний, в частности против предложений о создании жизненно необ-
ходимого общегерманского гражданского кодекса. Характеризуя историческую школу права,
Маркс писал, что она .«подлость сегодняшнего дня оправдывает подлостью вчерашнего... объяв-
ляет мятежным всякий крик крепостных против кнута, если только этот кнут старый, унаследо-
ванный, исторический кнут...».
Вместе с тем как положительную сторону рассматриваемой школы следует отметить, что
она привлекла внимание к необходимости изучения истории права, его источников, и сама нако-
пила связанный с этим обширный материал, особенно по истории римского права, хотя, к сожале-
нию, не во всем смогла должным образом им распорядиться.
Историческая школа права оказала известное воздействие на последующее развитие право-
вой мысли, особенно на психологическую и социологическую теории.
Психологическая теория права, пронизанная психологизмом и иррационализмом, получает
распространение в начале XX в. в Германии (Г.Ф. Кнапп) и Франции (Г. Тард).
Наиболее основательно и оригинально эта теория была разработана в дореволюционной
России Л.И Петражицким. Суть его концепции в том, что он различает позитивное право, офици-
ально действующее в государстве, и интуитивное право, истоки которого коренятся в психике лю-
дей и складываются из того, что они, их группы и объединения переживают как право. Позитив-
ное право, выражаемое в законах и
Маркс К, Энгельс Ф Соч Т. 1 С 416.
других актах, мало доступно гражданам, чьи представления и иллюзии об этом официаль-
ном праве Петражицкий называет фантазмами.
Иное дело интуитивное право, с которым человек в своих отношениях с другими людьми
сталкивается на каждом шагу. Среди различных психологических состояний людей на первый
план выдвигаются эмоции импульсивные переживания, побуждающие человека совершать оп-
ределенное действие. Такие эмоции Петражицкий подразделяет на две группы: 1) императивные,
или нравственные, эмоции; 2) императивно-атрибутивные, или правовые.
Императивная эмоция предполагает одностороннее переживание лицом обязанности со-
вершить то или иное действие в отношении другого лица, однако оно не сопровождается пережи-
ванием другой стороной права потребовать выполнения данной обязанности. Например, пережи-
вание прохожим обязанности подать милостыню нищему. Это личное дело прохожего. В свою
очередь, нищий не переживает при этом права потребовать от прохожего выполнения этой обя-
занности.
Императивно-атрибутивная двусторонняя эмоция, при которой переживание одним ли-
цом обязанности по отношению к другому лицу сочетается с переживанием последним права по-
требовать выполнения данной обязанности. Например, отношения должника и кредитора, продав-
ца и покупателя, портного и заказчика и т.д.
Из таких двусторонних императивно-атрибутивных эмоций и складывается интуитивное,
психическое право, которому, по мнению Пет-ражицкого, принадлежит первостепенное место в
регулировании имущественных, семейных, наследственных и других отношений, постоянно воз-
никающих в жизни людей.
При этом ученый исходит из того, что сколько людей, столько может быть и интуитивных
прав. Н трудно заметить, что Петражицкий под правом понимает правосознание и правоотноше-
|