Navigation bar
  Print document Start Previous page
 305 of 319 
Next page End  

305
Следует различать экономическое и юридическое определение рабства. Юридическое – предпо-
лагает закрепление в законодательстве бесправия раба и привилегий рабовладельца. Экономическое –
социальные отношения зависимости рабовладельца и раба, которые имеют, конечно же, разные степени
интенсивности.
Единство юридической и экономической зависимости и характеризует наличие рабовладения,
состояние рабства. Смешивать при определении содержания рабства эти две характеристики, расши-
рять характеристики состояния зависимости личности за счет экономических критериев и определять
их как рабовладельческие, например отношения государства и общинников-землевладельцев в древних
государствах, было бы неверным.
Иные формы зависимости характеризуют положение личности в классическом феодальном об-
ществе. Понятия «крепостной», «помещик», «феодал», «сеньор», «вассал» наиболее емко характеризу-
ют разные степени отношений зависимости в этом обществе.
Наконец, фигуры «наемного рабочего», «предпринимателя», «капиталиста», «работодателя» ха-
рактеризуют новые формы зависимости в буржуазном обществе. А в социалистическом обществе поня-
тия «колхозник», «председатель колхоза», «трудящийся» вновь возвращают нас к отношениям зависи-
мости, существовавшим в далеком прошлом, при азиатском способе производства, отношениям земле-
дельцев-общинников и государства.
Этот анализ показывает еще раз, как отмечалось выше, что действительно в биологических ха-
рактеристиках человека за несколько тысячелетий ничего не меняется. Так же ничего не меняется в
психологической сфере: мы легко понимаем мотивы поступков, поведения наших далеких предков. Их
произведения искусства, их образ жизни, стремления, горе, радости также близки нам и понятны. И как
заметил поэт Кайсын Кулиев: «Жизнь знает много радости и горя, слез и улыбок, но во все века людей,
живущих трудно, было боле, чем тех людей, чья жизнь была легка!».
Меняются лишь социальные и правовые характеристики личности. И тут есть место для опти-
мизма.
Если сопоставить общее содержание свободы личности и ее антипода – зависимости, то можно
заметить, что за последние тысячелетия свобода личности расширяется, эволюция имеет четкую на-
правленность на расширение прав и свобод личности, на усиление их обеспеченности государством, а
также на усиление обязанностей и ответственности личности. Появляются и новые ипостаси личности с
новым набором прав. Такой новой фигурой становится налогоплательщик, обладающий новым, порой
уникальным набором прав и свобод, прежде всего в контрольной сфере, но имеющий также набор стро-
гих обязанностей перед государством, прежде всего в финансовой сфере. Появляется фигура работода-
теля, предпринимателя.
И в этой связи по-новому встает вопрос – так что же такое права и свободы человека и гражда-
нина, коль скоро именно их набором, расширением определяются уровень свободы личности и тенден-
ции ее обогащения, коэволюции?
Этот вопрос уже возникал при рассмотрении естественно-правовой доктрины, при обсуждении
естественного права и позитивного права. Тогда речь шла об общей характеристике этих прав и свобод
и о том, что является их источником и что является источником позитивного права.
Ныне вопрос стоит так: необходимо точно определить эти права и свободы, их развитие, обога-
щение и место в характеристике свободы личности.
На современном этапе общественного развития основные права и свободы человека определяют-
ся как объективные условия, возможности жизнедеятельности человека, без которых не может сущест-
вовать сам человек. Напомню, что права и свободы в этом контексте синонимы, ведущие свое происхо-
ждение из далеких времен Французской революции. Используются в одинаковом смысле понятия «сво-
бода убеждений», «свобода слова», «свобода совести», но и понятия «право собственности», «право на
жизнь» и т.д.
В комплексе эти свободы и права и характеризуют свободу личности: независимость личности от
государства и использование своих прав, свобод и законных интересов без нарушения прав, свобод и
законных интересов других личностей. Впрочем, об этом уже шла речь выше.
Права гражданина в отличие от прав и свобод человека – это те нрава, которые в разных государ-
ствах «даруются» гражданину государством формально, т.е. путем закрепления в законе: право на труд,
на жилище, обеспечение в старости и т.д.
Но это различие в современных условиях теряет свое юридическое значение. Основные права и
свободы входят как основное ядро в Конституцию. Поскольку Конституция – это акт прямого действия,
Hosted by uCoz