Navigation bar
  Print document Start Previous page
 117 of 165 
Next page End  

117
направление деятельности государства отличается от его фактической, реальной
деятельности.
Следует исходить прежде всего из того, что «функция» (в переводе с лат. -
«исполнение») - это категория системного подхода и она применима к характеристике
любых систем: социальных, технических, биологических и др. И назначение данной
категории во всех случаях состоит в том, чтобы дать эталон деятельности системы, дать
описание той деятельности, осуществление которой требуется системе для
достижения ее цели. Функция представляет собой своего рода образец работы системы.
Поэтому функцию следует отличать, с одной стороны, от целей и задач, стоящих перед
системой, а с другой - от ее реальной, фактической деятельности, то есть от той дея-
тельности, которую система производит «на деле». В жизни, на практике системы по тем или
иным причинам зачастую отклоняются от своих функций. Собственно, суть бюрократизма и
заключается в уходе властной системы от своих функций.
Итак, характеризуя функции государства, следует учитывать следующие моменты:
—  функции нужно отличать от целей и задач, стоящих перед государствам;
—  функции отражают ту деятельность государства, которую оно должно осуществлять,
чтобы решать поставленные перед ним задачи;
— в реальной деятельности государство может отклоняться от своих функций;
функции государства объективно заданы целями и задачами государства;
— если цели и задачи государства определяют его функции, то функции государства, в
свою очередь,
требуют соответствующего построения государства,
соответствующего способа его организации (то есть того, что традиционно
характеризуется через понятие формы государства);
— функции государства
подвержены эволюции, в связи со сменой целей и задач
у
государства могут:
а) исчезать одни функции и появляться другие;
б) меняться содержание одной и той же функции;
— функции государства осуществляются в специальных организационно-правовых
формах (законодательной, правоприменительной, правоисполнительной,
правоохранительной, контрольно-надзорной) и свойственными государству методами;
— функции государства как целого
следует отличать от функций его органов
(функций элементов государства).
Непосредственно функции государства определяются его целями и задачами. Но цели и
задачи государства во многом обусловлены его сущностью, природой, характером (хотя
непосредственное влияние насущных потребностей общества на функции государства
сохраняется в любом случае). Отмеченное обстоятельство лежит в основе различия функций,
скажем, тоталитарного и демократического государства. Однако функции тоталитарного
государства необходимы практически только ему самому, его самосохранению и
дальнейшей экспансии: они не отвечают интересам и потребностям людей, интересам
общественного развития. И повлиять на изменение функций государства в нужную ему
сторону общество может только через изменение природы государства в целом, через
изменение его сущности. Поэтому можно сказать, что
сущность государства определяет
его функции постольку, поскольку она сама определяется природой породившего его об-
щества.
Итак, можно сделать вывод, что функции государства и их содержание обусловлены, в
основном, следующими факторами:
а) потребностью обеспечения самых необходимых условий сохранения общества
(общесоциальный фактор);
б) сущностью государства, его природой;
в) целями и задачами государства.
В литературе предлагаются различные варианты деления функций на виды:
общесоциальные (вытекающие из потребностей общества в целом) и
классовые
Hosted by uCoz