Navigation bar
  Print document Start Previous page
 17 of 145 
Next page End  

17
Степень развития личного потребления отражает состояние производительных сил и
развития производственных отношений, поскольку объем и структура личного потребления
характеризует возможности участия индивидуума в общественном хозяйстве, т.е. его
профессиональную подготовку, интеллектуальный потенциал и пр.
Потребности как система характеризуются единством личных и производственных
экономических потребностей, при котором личные потребности являются целью
общественного производства, а производственные экономические потребности — средством
ее достижения.
С позиций концепции маркетинга заслуживает внимания определение потребности,
данное Ф. Котлером, как нужды, т.е. ощущаемого человеком недостатка чего-либо,
принявшего специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью
индивида.*
* Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. — М.,1990. — С. 47.
Спрос
В условиях рыночных отношений проявлением потребностей людей в каком-либо
товаре является спрос, и не просто
как желание иметь то или иное благо, а платежеспособный спрос. Под этим термином
понимается количество товара, которое потребители готовы и в состоянии купить по
известной цене в определенный промежуток времени.
Среди факторов, влияющих на величину, структуру и динамику спроса, доминирующее
значение имеют рыночная цена товара и покупательная способность потребителя. Весьма су-
щественно влияют на спрос и такие факторы, как уровень и соотношение розничных цен на
продовольственные и непродовольственные товары, состав семьи, местность проживания,
реклама, веяния моды и т.д.
Графически связь между величиной спроса и ценой товара при фиксированной сумме
средств, выделяемых на потребление, можно выразить через так называемую кривую спроса
(рис. 2.1).
Рис. 2.1. Кривая спроса
На рисунке видно, что с увеличением цены единицы товара при прочих равных
условиях уменьшается количество приобретаемых товаров, т.е. снижается потребительский
спрос. Подобную зависимость называют законом падающего спроса.
Способность спроса повышаться или понижаться под воздействием изменений
определяющих его факторов называется эластичностью спроса. Для измерения степени
влияния какого-либо фактора на спрос используют коэффициент эластичности спроса
процентное изменение одного признака (аргумента,
Y) при увеличении на 1% другого
признака (фактора, X). Один из распространенных вариантов математической формы записи
коэффициента эластичности (Э) имеет следующий вид:
Y
X
X
Y
Э
где
Y
— прирост спроса;
X
прирост факторного признака;
Y — базовый показатель спроса;
Hosted by uCoz