Navigation bar
  Print document Start Previous page
 18 of 145 
Next page End  

18
Х — базовое значение факторного признака.
При Э < 1 спрос считается неэластичным, т.е. изменение условий на рынке оказывает
незначительное влияние на предъявляемый спрос. Наиболее типичный случай — спрос на
предметы первой необходимости (мыло, зубная паста, основные продукты питания).
При Э > 1 спрос является эластичным. Например, увеличение доходов оказывает
решающее влияние на рост доли расходов на предметы длительного пользования (мебель,
телевизоры, стиральные машины).
При Э = 1 возникает так называемый унитарный спрос — изменение рыночного фактора
сопровождается адекватным изменением спроса. Такая ситуация возможна, когда при росте
цен, скажем, в два раза спрос вдвое сокращается.
Положительное значение коэффициента эластичности характеризует прямую связь
между фактором и спросом — при увеличении факторного признака спрос растет.
Отрицательное значение коэффициента эластичности характеризует обратную зависимость.
Предложение
Спросу противостоит предложение производителей товаров и услуг — количество
товаров (услуг), предлагаемых к продаже на рынке по конкретной цене в известный период
времени.
Объем товарного предложения включает в себя товары, находящиеся в оптовой и
розничной торговле, а также товары в пути.
Основной источник предложения на внутреннем рынке — сфера производства
национальной экономики. Совокупное товарное предложение — это поступление по
импорту и товарные запасы.
Объем предложения на рынке зависит от следующих факторов:
динамика цен на реализуемые товары;
себестоимость производства;
количество товаропроизводителей и др.
При прочих равных условиях объем предложения определяется законом предложения,
согласно которому товарное предложение увеличивается при росте цены и снижается при
падении цены.
Графически соотношение количества товаров на рынке и складывающихся цен отражает
кривая предложения (рис. 2.2).
Рис. 2.2. Кривая предложения
Влияние увеличения цены на объем предложения измеряют коэффициентом
эластичности предложения — процентное отношение изменения объема предложения к
увеличению цены.
Рыночной экономике присуща тенденция устанавливать определенное соответствие
между спросом и предложением, называемое рыночным равновесием. Основу рыночного
равновесия составляет равновесная цена, при которой количество товара, находящегося на
рынке, равно количеству товара, на который предъявлен спрос.
Точка равновесия спроса и предложения (Р) находится на пересечении кривых (рис. 2.3).
Hosted by uCoz