Милтон Эриксон: «Мой голос останется с вами»
46
Итак, мечтайте. И каждый раз, когда вы мечтаете, у вас есть и право, и привилегия
пережить свою мечту заново, с иным составом действующих лиц. И, таким образом, вы можете
обнаружить многие вещи, которые вас учили не знать. Очень давно учителя говорили вам:
«Смотри на меня, когда ты разговариваешь со мной. Смотри на меня, когда я говорю с тобой».
Вот вы и заучили, "Не делай этого, и не делай того. Одевайся как положено, носи туфли какие
положено. Завязывай шнурки
как положено. Очень многое в нашем обучении основано на
ограничивающих инструкциях, которые затрудняют развитие нашего понимания, и мы
приобретаем стереотип ограниченности.
Я научил своих сыновей вскапывать грядки для картошки так, чтобы вскопанные части
грядки представляли собой геометрические фигуры или рисунок. Каждый раз, когда они
делают такой рисунок и начинают вскапывать по нему грядку, они с интересом ждут, какая же
фигура окажется последней, которую предстоит вскопать. Так мои сыновья научились
вскапывать картофельную грядку, копая треугольниками, а потом уже сами обнаружили, что
при копании можно идти кругами и цифрами, и буквами.
И как это прекрасно, проспать всю ночь крепким, полноценным сном и до следующей
недели не знать, что вам что-то снилось. Вы даже не знали, что видели сновидение пока не
прошла целая неделя.
Эти комментарии, которые Эриксон дает после рассказа о блестящем галстуке, могут
показаться неуместными. Но на самом деле они являются его индивидуальным способом
построить и «разложить по полочкам» основные мысли рассказа. Первая мысль состоит в том,
что мы все ограничены пределами своих стереотипов понимания и действий. («Носите какую
положено одежду
, В наших знаниях очень многое основано на ограниченных
предписаниях.») Вторая мысль заключается в том, что мы можем заменить наши ограничения и
ограничивающие инструкции новыми которые создадим сами. (Кружки, цифры и буквы.) И,
наконец, Эриксон завершает свой комментарий, предлагая читателю открыть новые способы
действий в фантазиях и сновидениях. Он должен доверять своему бессознательному, чтобы
отыскать новые пути преодоления привычных ограничений.
Грех.
Ко мне пришла молодая женщина. Она была воспитана в убеждении, что театр это
греховное место, где одурачивают молодых девушек. Она ни за что не пошла бы в аптеку,
потому что там продают табак, и Господь убьет ее на месте, если она войдет туда, где продают
табак. И она ни за что не выпила бы вино, сидр или любой алкогольный напиток, потому что
Бог убил бы ее за это на месте. Бог убил бы ее, если бы она пошла в театр, он убил бы ее, если
бы она выкурила сигарету.
Я спросил ее, где она работает. Она работала ассистенткой врача, принадлежавшего к ее
церкви. Он платил ей 100 долларов в месяц. Средняя зарплата в то время составляла 270
долларов в месяц. Она работала на него десять лет и все время получала 100 долларов в месяц.
Она печатала на машинке со скоростью не выше двадцати пяти слов в минуту.
Она жила дома с родителями, которые зорко стерегли свою дочь от греха. Час она
добиралась до работы, затем восемь часов работы, а иногда и сверхурочные, которые не
оплачивались. И еще час она добиралась домой. И работала шесть дней в неделю.
По воскресеньям она ходила в церковь и проводила там весь день. Это была семья очень
тугоподвижных и ограниченных людей.
Когда девушка ушла из моего кабинета после первой беседы, то моя жена, которая редко
высказывает свое мнение о пациентах, сказала: «Кто это такая, и каким ветром ее сюда
занесло?» Я сказал: «Это моя пациентка». Итак, я поговорил с девушкой и убедил ее, что жизнь
полна случайностей и что смерть ожидает всех, и если по Божьему Помыслу ей суждено
умереть в определенное время, то уж я абсолютно уверен в том, что она умрет не от того, что
будет курить сигареты, если, конечно. Бог не захочет взять ее сам. Мне удалось сделать так, что
она выкурила сигарету. Она долго кашляла, и Бог не убил ее! Он и вправду не убил ее! Это ее
удивило.
|