Navigation bar
  Print document Start Previous page
 58 of 109 
Next page End  

Милтон Эриксон: «Мой голос останется с вами»
58
возможно, и помогал выжить физически. Мы можем также заметить, что
переструктурирование, которое производит Франкл, созвучно его общей жизненной
ориентации. Он по-настоящему ценил преподавание, и у него действительно был опыт чтения
лекций, поэтому для него было естественным использовать опыт в качестве материала для
будущих лекций.
Вацлавик, Викленд и Фиш в книге «Изменение» пишут: «Переструктурировать – значит
изменить концептуальную и/или эмоциональную настроенность или точку зрения,
относительно которой ситуация переживается, и перенести ее в другую систему отношений, в
рамки которой „факты“ прежней ситуации вписываются не менее точно, а может быть даже
лучше, и изменить таким образом весь смысл ситуации».
Эти авторы цитируют философа Эпиктета, который говорит: «Беспокойство мне
доставляют не вещи сами по себе, а те мнения, которые мы имеем об этих вещах». Они
указывают, что «опыт нашего взаимодействия с миром определяется процессом отнесения
объектов нашего восприятия к различным категориям», и что «если мы определяем некоторый
объект, как принадлежащий к определенному классу, то очень сложно усмотреть его
принадлежность в то же время и к другому классу». При переструктурировании, увидев
«альтернативные формы включенности» объекта, его одновременную принадлежность к
нескольким классам, нам уже трудно вернуться к прежнему ограниченному видению
«реальности».
Приводимые ниже рассказы иллюстрируют то, как Эриксон пользовался
переструктурированием.
Увеличение значительности.
Мой сын Роберт надстроил на своем доме второй этаж. Прошлой ночью он и его жена
перебрались наверх. Маленький пятилетний Дуглас и двухлетняя Бекки страшно боялись,
потому что им предстояло оставаться внизу. Роберт пришел ко мне. И вот что я ему
посоветовал: «Кроватка Дугласа ниже, чем кровать родителей». Роберту предстояло
подчеркнуть, каким большим мальчиком был Дуглас и соотнести его старшинство с величиной
родительской кровати, которая оставалась внизу. А Бекки должна была соотносить свое
старшинство с величиной кровати Дугласа.
Затем я сказал Роберту, чтобы он убедился в том, что дети знают, как пользоваться входом
наверх. И они прекрасно спали, хотя Дуглас и тревожился. Он даже спрашивал, нельзя ли ему
поспать наверху первые несколько ночей.
Важно было сосредоточиться на чем-то, что подчеркивало бы "я" ребенка. Например, на
величине кровати и на том, что он большой мальчик.
Эриксон обращается к желанию любого ребенка быть большим. Детей Роберта
переключают с их страхов и чувства беспомощности на ощущение самих себя, становящихся
большими.
Вместо того, чтобы обращаться к утраченному – общество своих родителей – детей
ориентируют на будущее. Дугласу сказали, что родительская кровать у него перед глазами и,
глядя на нее, он приобретает право первым дорасти до ее размеров. Аналогичным образом
Бекки напомнили, что она растет и скоро ей будет в пору кровать Дугласа.
Стиль.
Моя дочка пришла домой из школы и сказала: «Папа, все девочки в школе грызут ногти, и
я тоже хочу делать так же».
Я  сказал: "Разумеется, ты должна соответствовать общему стилю. Я думаю, что сталь
это очень важно для девочек. Ты отстала от них. У девочек уже большой опыт. Поэтому я
думаю, что лучший способ догнать подруг, это убедиться, что ты упражняешься в грызении
ногтей каждый день достаточное время. Я думаю, что если ты будешь грызть ногти каждый
Hosted by uCoz