Navigation bar
  Print document Start Previous page
 66 of 109 
Next page End  

Милтон Эриксон: «Мой голос останется с вами»
66
Каждый раз, когда этот ученик посмотрит на тебя, засовывай палец в рот. И по-настоящему
соси его. И, конечно, каждый ученик не любит кого-нибудь из учителей. Не расходуй свой
палец попусту на всех учителей подряд. А каждый раз, когда ты увидишь этого конкретного
учителя, засовывай большой палец в рот и начинай сосать".
Менее, чем через месяц она обнаружила, что существует масса других занятий. Я сделал
ее сосание большого пальца обязателъным, а она не любит делать что-либо по обязанности.
Когда Эриксон указывает на «четкую регламентацию» времени родителей, он косвенным
образом привлекает внимание девочки к навязчивому характеру ее привычки сосать большой
палец. Он предлагает ей перестать быть «глупой» (т. е. действовать без осознания или
бесцельно). Вместо этого она может намеренно выражать свою враждебность более
эффективным образом. Ее поведение, связанное с сосанием пальца, переструктурируется. Оно
уже не является просто «привычкой», неподвластной контролю. Теперь оно становится
полезным средством общения – выражением враждебности.
В этой истории, как и во многих других рассказах Эриксона о лечении детей, он начинает
со слов: «Я попросил родителей выйти и стал говорить с ребенком». На одном уровне, он
уважает ребенка как индивидуальность, независимую от родителей. На другом уровне, он
обращается к ребенку в каждом из нас. Родители, которые часто воплощают силы
принуждения, нетерпимости и недостаточное принятие, изгоняются. Они не должны
вмешиваться в психотерапию. На этом уровне Эриксон говорит нам, что необходимо отложить
притязания нашего слишком жестко организованного суперэго, чрезмерно строгие мотивы
долженствования и позволить детским структурам личности проявлять себя и развиваться.
Полагаю, он советует нам не умерщвлять наши детские импульсы – нашу спонтанность, наше
любопытство, нашу непосредственность, нашу импульсивность и так далее, – а управлять ими и
направлять «разумно». Когда, подобно этой девочке, мы получаем возможность увидеть связь
между нашими действиями и реакциями других людей (например, раздражением), тогда в
наших силах оказывается прекратить конкретный вид поведения.
Надо полагать, что этот тип «предписания симптома)» является практическим
применением взглядов Альфреда Адлера на психотерапию. Адлер однажды сказал:
«Психотерапия похожа на плевок в чей-то суп. Человек может продолжать есть его, но он не
может им наслаждаться». Сделав сосание пальца обязательным, Эриксон как раз и «наплевал
этой девочке в суп».
7. Обучение на опыте.
Что значит быть шестилетним.
На прошлой неделе я получил письмо от своей невестки, в нем она рассказывала о дне
рождения своей дочки, которой исполнилось шесть лет. На следующий день девочка в чем-то
провинилась, за что и получила нагоняй от мамы. Тогда она сказала: «Мама, ведь это очень
трудно быть шестилетней. У меня был только один день, чтобы чему-нибудь научиться».
Сновидения.
Когда ночью вы ложитесь в кровать, вы собираетесь спать и, может быть, видеть сны. И
во сне вы не рассуждаете, вы переживаете. Однажды своему сынишке Лансу я не дал конфетку.
Я сказал ему, что он уже съел достаточно. Проснувшись на следующее утро, он сиял от счастья.
«Я съел весь кулек», сказал он мне.
И когда я показал ему кулек, в котором еще были конфеты, он подумал, что я, наверное,
успел сходить и купить еще, потому что он знал, что он съел их. И он на самом деле съел их –
во сне.
В другой раз Борт дразнил Ланса, и Пане хотел, чтобы я наказал Борта. Я отказался. На
Hosted by uCoz