Милтон Эриксон: «Мой голос останется с вами»
73
думаешь об этом?» Я спросил: «Где это ты оцарапался?» На лбу была тонкая линия шрама.
Боб сказал: «У меня был проломлен череп», и поведал мне эту историю.
Эта история, как и рассказы Эриксона о сердечных приступах его отца, является
иллюстрацией власти ума над телом, которая помогает преодолевать серьезные физические
травмы. Пирсон говорит: «Мне придется самому это сделать». Эта мысль адресована всем нам,
и такая необходимость «делать самому» может возникнуть в ситуации острой опасности, когда
в силу необходимости мы обнаруживаем у себя внутренние резервы, о существовании которых
даже не подозревали.
Рассказ Пирсона показывает нам, что мы фактически обладаем большим знанием о
происходящем, чем то, которым мы сами себе позволяем обладать. Он в состоянии вспомнить
даже то, что говорилось, когда он был под наркозом. Интересно, что он не только оказался
способен на это, но и смог предвидеть такое, поскольку заранее просил анестезиолога «записать
все, что будет говориться, пока я буду под наркозом». Конечно, давая другим такое задание,
Пирсон берет на себя ответственность за ситуацию, даже за такую, как в данном конкретном
случае, когда любой из нас, окажись он на его месте под наркозом был бы абсолютно
беспомощен.
Один из смыслов этого рассказа состоит в том, что роли, которые мы обычно играем в
жизни, меняются. Пациент берет на себя ответственность в то время, как хирург и анестезиолог
работают с ним. Такова в действительности задача врача. Но большинство пациентов
регрессирует, когда заболевает, к более детским формам отношений и ставит врача в
положение всемогущего и всевластного родителя. В то время, как настоящая функция врача
состоит в том, чтобы использовать свои знания для того, чтобы лечить пациента в соответствии
с его желаниями и потребностями.
Мозоли.
Рабочий-строитель упал с сорокового этажа, и в результате травм у него было
парализовано все, кроме рук. Это было навсегда. Это было до конца его дней. Он хотел знать,
что можно сделать в такой невыносимой ситуации. Я сказал: "На самом деле вы можете сделать
очень немного. Вы можете заработать мозоли на ваших больных нервах. Тогда вы не будете
чувствовать боль так остро.
Жизнь окажется очень скучной, поэтому попросите друзей приносить вам карикатуры и
юмористические книжки, а медсестра даст вам клей и ножницы. Вы можете делать альбомы
вырезок, наклеивая туда карикатуры, шутки и смешные высказывания. Вы прекрасно можете
занять себя, делая такие вырезки. Каждый раз, когда кто-нибудь из ваших друзей-рабочих будет
приходить в больницу, подарите ему такой альбом вырезок".
И он сделал сотни таких альбомов, я просто потерял им счет.
Сперва Эриксон переключает внимание пациента с болевых ощущений на мозоли на
нечто знакомое пациенту, рабочему-строителю. Затем возникает задача нацелить его на то, что
будет связывать его с жизнью, с ее повседневной тканью. Он повторяет банальную мысль, что
жизнь окажется очень скучной. Затем он подводит пациента к необходимости включения в
социальное взаимодействие сперва это приход друзей, которые приносят карикатуры и
комиксы, а затем это возврат альбомов вырезок, которые он будет делать. Таким образом,
пациент оказывается включенным в деятельность, не осознавая того, что эта деятельность будет
в то же время и средством поддержания его отношений с людьми. Он стал более
самодостаточным и получил возможность жить по ту сторону своей боли.
9. Смотреть свежим взглядом.
Когда мы хотим посмотреть на вещи свежим взглядом, как если бы видели их впервые, на
память приходят некоторые популярные медитационные техники. В «Книге Тайн» Бхагаван
Шри Раджнеш описывает сутру, в которой представлена следующая техника: «И на
прекрасного человекам и на самый обычный предмет смотрите так, как если бы вы видели его
|