179
организаций, осуществляющих аффинаж драгоценных металлов, а также порядок оплаты
предоставляемых этими организациями услуг и предельные сроки проведения аффинажа
устанавливаются Правительством РФ.
В порядке, устанавливаемом особо, предприятия-заготовители и скупочные предприятия также
заключают договоры с аффинажными заводами на переработку вторичного сырья.
Уклонение от обязательной продажи государству добытых из недр, полученных из вторичного
сырья, а также поднятых и найденных драгоценных металлов или драгоценных камней
образует
нарушение порядка использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней в части:
а) правил приоритетной продажи этих предметов (п. о ст. 2 Закона о драгметаллах); б) правил их
обязательной продажи, которые могут быть предусмотрены нормативно-правовыми актами на основе
71ействующих законов. Собственник драгоценных металлов и драгоценных камней обязан предложить
их специальным органам при соблюдении последними условий, состоящих в предварительном
заключении договора купли-продажи, выдачи задатка, либо в соблюдении иных условий. Таким
образом, законодатель сужает пределы обязательной продажи и вводит в них частноправовые элементы.
Уклонение, связанное с совершением каких-либо незаконных сделок с драгоценными металлами или
драгоценными камнями, влечет уголовную ответственность по ст. 191 У К.
Субъектом преступления является лицо, на которое соответствующими нормативно-правовыми
актами, возложены обязанности по обязательной сдаче или обязательной продаже государству добытых
из недр или полученных из вторичного сырья, поднятых или найденных драгоценных металлов или
драгоценных камней.
Субъективная сторона преступления во всех случаях характеризуется прямым умыслом: лицо
осознает общественную опасность своих действий и желает их совершения.
Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК). Закон устанавливает
уголовную ответственность за невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем
организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством
Российской Федерации обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской
Федерации.
При этом деяние, предусмотренное настоящей статьей, признается совершенным в крупном размере,
если сумма невозвращенных средств в иностранной валюте превышает десять тысяч минимальных
размеров оплаты труда. Статья 193 содержит признаки основного состава преступления.
Квалифицирующие признаки не предусмотрены. Она должна рассматриваться в связи со ст. 174, 198,
199 УК РФ, ибо возможно установление в действиях лица совокупности данного преступления,
легализации денежных средств, уклонения от уплаты налогов.
В ст. 193 УК РФ в отличие от ст. 162
7
УК РСФСР уголовная ответственность устанавливается за
невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте, а не за сокрытие таких средств.
Социально-поведенчески деяния совершаются в сфере транспограничной экономической
деятельности (экспорт, импорт, оказание услуг). Они требуют наличия устойчивых связей с иностран-
ными предпринимателями, банками и направлены на сохранение контроля за валютными средствами,
обеспечение возможности распоряжаться ими за рубежом.
Общественная опасность преступления состоит в подрыве порядка осуществления валютных
операций, стабильности валютного рынка и нарушении финансовых интересов государства,
Объективная сторона данного преступления состоит в бездействии, т. е. невозвращении валютных
средств при наличии обязанности выполнить действия по возвращению средств в иностранной валюте и
в крупном размере не возвращенных (не возвращаемых) средств.
Преступление является оконченным в момент невозвращения средств в иностранной валюте из-за
границы.
Обязанность возвращения средств связана с тем, что предприятия, независимо от форм
собственности, включая предприятия с участием иностранных инвестиций, в соответствии с Указом
Президента РФ от 14 июня 1992 г. "О частичном изменении порядка обязательной продажи части
валютной выручки и взимания экономических пошлин" и Инструкцией Центробанка РФ от 29 июня
1992 г. ¹ 7
(с изменениями и дополнениями) должны осуществлять обязательную продажу 55%
валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг) на внутреннем валютном рынке России через
уполномоченные банки Российской Федерации по рыночному курсу рубля. Из этого общего правила
существуют многочисленные исключения, предусмотренные различными правовыми актами.
|