274
признаки объективной стороны (причинение вреда здоровью человека или наступление иных тяжких
последствий).
Статьей предусмотрены преступления небольшой тяжести.
Цель ее действия состоит в обеспечении социального контроля за деятельностью, которая может
нанести ущерб здоровью людей или среде обитания, а также обеспечении экологической безопасности
населения и территорий.
Сфера применения статьи широка и охватывает различного рода промышленную, научно-
техническую, военную деятельность должностных и не должностных лиц, в ходе которой могут
возникнуть факторы, представляющие опасность для человека и окружающей среды, а также
специальную деятельность по информационному обеспечению населения о факторах чрезвычайных
ситуаций.
Социально-поведенчески такого рода деяния были и остаются достаточно распространенными.
Сокрытие или искажение, фальсификация важной для безопасности населения и территорий
информации приводили и приводят к колоссальным потерям людских и материальных ресурсов.
Наиболее известными в этом плане фактами являются сокрытие информации об аварии на
Чернобыльской АЭС, продолжавшееся несколько дней, многолетнее сокрытие информации об аварии
на производственном объединении "Маяк" и других авариях, искажение информации при разработке
проекта переброски северных и сибирских рек на юг и др.
Предметом данного преступного деяния является информация, т. е. сведения (независимо от формы
их представления) о создающих угрозу жизни и здоровью людей или окружающей среде предметах,
фактах, событиях, явлениях и процессах, действиях физических и юридических лиц, а также органов
государственной власти и управления.
Информация такого рода является сложной по своему содержанию и структуре. Она разделяется на
виды в зависимости от источника, ее содержащего, субъектов, ответственных за предоставление
информации; степени обобщенности, полноты и т. п. данных и иных критериев.
Информация о факторах, оказывающих вредное влияние на здоровье, включая данные о санитарно-
эпидемиологическом благополучии района проживания, рациональных нормах питания, о продукции,
работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам и т. п. предоставляется местной
администрацией через средства массовой информации или непосредственно гражданам по их запросам
(ст. 19 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан).
Информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является гласной
и открытой, если иное не установлено законом. Ее составляют сведения о прогнозируемых и возникших
чрезвычайных ситуациях, их последствиях, а также сведения о радиационной, химической, медико-
биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Органы государственной власти, местного самоуправления и администрация организаций обязаны
оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации и по иным
каналам о состоянии защиты населения и территорий, принятых мерах по обеспечению их
безопасности, последствиях, приемах и способах защиты, предпринимаемых ими действиях и т. п.
Сокрытие, несвоевременное представление либо представление заведомо ложной информации этого
рода запрещается (ст. 6 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера").
Особый правовой статус имеет информация по вопросам, касающимся чернобыльской катастрофы,
уровней загрязненности радионуклидами местности, в которой проживают (работают) граждане,
степени загрязненности продуктов питания и имущества, а также сведения о требованиях и условиях
соблюдения режима радиационной безопасности. Информация данного вида предоставляется
учреждениями (организациями), уполномоченными Правительством РФ (ст. 46 Закона РФ "О
социальной защите граждан, .подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС").
Целостная, обобщенная и структурированная по отдельным направлениям информация о состоянии
окружающей среды содержится в ежегодно публикуемых начиная с 1991 г. Государственном докладе о
состоянии окружающей природной среды в Российской Федерации и соответствующих докладах,
подготовленных специальными территориальными органами охраны окружающей среды.
Объективная сторона преступления включает в себя действия или бездействие, состоящие в
сокрытии или искажении информации. Преступные последствия являются необходимыми только для
квалифицированного состава.
|