Navigation bar
  Print document Start Previous page
 332 of 477 
Next page End  

332
водонепроницаемой переборке, чем были созданы условия для потопляемости судна. Ночью через открытый
кингстон стала поступать забортная вода. Судно затонуло на месте стоянки.
Теплоход, как видим, не находился в движении, но виновный нарушил такие правила его технической
эксплуатации, которые привели к гибели судна.
Нарушения правил эксплуатации транспорта, не связанные с его безаварийной работой, не образуют
анализируемого преступления.
При описании деяния законодателем использован соединительный союз "и". Грамматическое
толкование говорит об ответственности по ст. 263 УК при нарушении правил обеих групп — правил
безопасности движения и правил безопасности эксплуатации транспорта. По УК РСФСР 1960 г.,
содержавшему такую же формулировку деяния (ст. 85), на практике к ответственности привлекали как
за нарушение обеих групп этих правил, так и одной из них. Из изученных уголовных дел следует, что
52% преступлений совершено путем нарушения правил безопасности движения, 17% — путем
нарушения правил эксплуатации, 31% — в результате нарушения обеих групп правил.
Такая позиция судов отвечала цели закона, одинаково охранявшего как безопасность движения, так и
безопасность эксплуатации, но входила в противоречие с его буквой. В связи с этим предлагалось
уточнить редакцию ст. 85 УК РСФСР, заменив соединительный союз "и" разделительным "или"
*
.
Однако законодатель не воспринял эту рекомендацию. Такая позиция тем более трудно объяснима, что
в ст. 264 УК в аналогичной ситуации вполне обоснованно применен союз "или".
*
См.: Чучаев А. Объективная сторона преступления, посягающего на безопасность работы флота // Социалистическая
законность. 1982. ¹ 5.
В законе указаны два вида последствий: физический вред и материальный ущерб. Содержание
тяжкого и средней тяжести вреда здоровью человека раскрывается соответственно в ст. 111 и ст. 112
УК. Крупный ущерб как последствие рассматриваемого преступления — понятие оценочное. Его
содержанием охватывается как причинение реального материального вреда, обусловленного
уничтожением или повреждением транспортного средства или имущества, так и наступление
организационного вреда, выражающегося в дезорганизации движения на длительный срок. Признание
ущерба крупным — дело факта. К нему необходимо относить гибель транспортного средства или его
повреждение, повлекшие потерю его транспортных качеств (судоходных, летно-технических и т. п.),
уничтожение или повреждение береговых сооружений, гидрографических сооружений, значительное
загрязнение природной среды, гибель животного и растительного мира и т. д.
Наряду с основными, указанными в законе, последствиями рассматриваемое преступление, как
правило, влечет и дополнительное (факультативное) последствие, т. е. наступление такого вида вреда,
который по характеру и степени общественной опасности не достигает законодательно закрепленного
уровня. Например, дополнительным последствием будет выступать причинение легкого вреда здоровью
человека либо материального ущерба, не являющегося крупным, и т. д. В случае их наступления не
требуется квалификация по совокупности, поскольку они охватываются составом анализируемого
посягательства. Такие последствия необходимо учитывать при назначении наказания.
Между деянием и наступившими последствиями должна быть установлена причинная связь.
Необходимо иметь в виду, что в рассматриваемых преступлениях имеется множество факторов,
воздействующих на поведение виновного и существенно осложняющих развитие цепи причинности.
Исследованиями установлено, что транспортные происшествия могут порождаться в среднем более 250
факторами.
При определении причинной связи прежде всего необходимо установить факт совершения лицом
общественно опасного деяния, указанного в законе.
Составитель поездов Ж. грубо нарушил требования нормативных актов, регламентирующих безопасность
эксплуатации железнодорожного транспорта. Находясь на второй по ходу движения платформе, он не заметил
монтера пути С., выполнявшего ремонт участка пути, и маневровым составом совершил на него наезд. С.
причинены тяжкие телесные повреждения.
Верховный Суд РСФСР, рассмотрев дело в кассационном порядке, в своем определении указал: "наезд на С. и
причинение ему в связи с этим тяжких телесных повреждений находятся в непосредственной причинной связи с
нарушением составителем поездов инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах".
Если работником транспорта не были нарушены правила безопасности движения или эксплуатации,
то вопрос о причинной связи не должен возникать и при фактически наступивших последствиях.
Удовлетворяя протест Генерального прокурора СССР об отмене приговора суда и прекращении дела в
отношении Д. и М. за отсутствием в их действиях состава преступления, Судебная коллегия по уголовным делам
Hosted by uCoz