333
Верховного Суда СССР в своем определении указала, что причиной л¸тного происшествия является грубое
нарушение командиром самолета С. правил, запрещающих выполнение полета при определенной высоте
облачности, а также при наличии закрытых облаками перевалов. Нарушение состояло в самовольном входе в
облачность и полете в ней по трассе. Что же касается начальника аэропорта Д. и исполняющего обязанности
начальника аэропорта М., то в их действиях отсутствуют какие-либо нарушения правил, приведшие к гибели
самолета. Согласно действующим положениям, в создавшейся обстановке решение о продолжении или
прекращении полета принимает командир самолета. Д. и М. не имели возможности проконтролировать условия
полета из-за отсутствия радиотехнических средств и информации о погоде на перевалах.
Причинная связь имеет место и тогда, когда последствия обусловлены не одним действием или
бездействием, а несколькими деяниями, каждое из которых либо само по себе, либо во взаимодействии
с другими способно вызвать тяжкие последствия
*
.
*
В литературе высказано и противоположное мнение. Так, А. Горбуза и Е. Сухарев считают, что "по общему правилу,
виновным в совершении преступления может быть признано только одно лицо" (Горбуза А., Сухарев Е. О квалификации
дорожно-транспортных преступлений // Советская юстиция. 1980.. ¹ 8. С. 26). Это положение представляется теоретически
несостоятельным.
В результате нарушения правил судоходства столкнулись плавбаза и средний рыболовный траулер. Суд
установил, что гибель рыболовного траулера явилась следствием нарушения правил безопасности капитанами
обоих судов, а также вахтенным штурманом плавбазы. Следуя по курсу в опасном районе плавания без
уменьшения скорости, четвертый помощник М. (не имеющий права самостоятельного несения вахт) не
докладывал о появляющихся судах капитану, палубное освещение, мешающее наблюдению, не выключил,
впередсмотрящего на бак не выставил, за окружающей обстановкой визуального и радиолокационного
наблюдения не вел. Из-за этого М. своевременно не обнаружил траулер, следующий пересекающимся курсом.
Капитан плавбазы, зная о том, что М. согласно аттестации мог занимать на плавбазах только должность
четвертого помощника, в связи с чем не имел права на самостоятельное несение вахты, поручил ему
командование судном. Капитан траулера, визуально обнаружив плавбазу и определив до нее расстояние, проявил
самонадеянность и допустил с ней опасное сближение. Только за два кабельтовых он дал команду "право на
борт", но она оказалась явно запоздалой и потому недостаточной для предотвращения кораблекрушения.
Суд обоснованно пришел к выводу о том, что допущенные указанными лицами нарушения как каждое в
отдельности, так и в совокупности закономерно привели к гибели судна.
Возможны случаи, когда действиями одного лица создается опасная обстановка, а другое неверно
оценивает ее и само совершает деяние, посягающее на безопасность транспорта. В такой
ситуации
наступившие вредные последствия являются закономерным результатом нарушений, допущенных
обоими работниками транспорта.
Так, при навале одного траулера на другой погиб человек, были повреждены корпус и оборудование одного из
судов. При расследовании происшествия установлено, что старший помощник капитана С., вопреки требованиям
Устава службы на судах флота рыбной промышленности, в период несения вахты, при отсутствии других лиц
командного состава покинул судно и перешел на другой траулер. Оставшийся на судне малоопытный помощник
капитана М., будучи в нетрезвом состоянии, не согласовал свои действия с командованием и решил
пришвартоваться к большому морозильному траулеру. Не справившись с управлением, он допустил навал судов.
Иными словами, в опасной обстановке, созданной С., М. допустил дальнейшее нарушение правил безопасности
движения.
Субъект преступления
специальный: лицо, в силу выполняемой работы или занимаемой
должности обязанное соблюдать правила безопасности движения или эксплуатации железнодорожного,
воздушного и водного транспорта.
Таким образом, речь идет о двух категориях работников транспорта, чья деятельность связана: а) с
организацией безопасности функционирования транспорта; б) с его движением или эксплуатацией.
Определить круг этих лиц можно по ведомственным нормативным актам, раскрывающим должностные
функции того или иного работника транспорта. Например, на воздушном транспорте с организацией
движения воздушных судов непосредственно, в частности, связаны: старшие диспетчеры и диспетчеры
службы движения, центра управления воздушным движением, производственно-диспетчерской службы
предприятия и управления; старший штурман, штурман аэропорта; руководитель полетов. Капитан
порта, лоцман, флагманские специалисты, инспекторы Регистра и некоторые другие работники водного
транспорта относятся к лицам, организующим безопасное функционирование флота.
К лицам, непосредственно осуществляющим движение или эксплуатацию транспорта, относятся:
машинист, его помощник, пилот, капитан, штурман, механик, электромеханик, помощник механика,
радиооператор, радист, шкипер и др.. Таким образом, непосредственно связаны с движением или
|