334
эксплуатацией те работники, которые по действующим нормативным актам обязаны выполнять правила
безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного и водного транспорта.
На работу, связанную с движением или эксплуатацией названных видов транспорта, принимаются
лица, достигшие 18-летнего возраста. С указанного возраста наступает и уголовная ответственность по
рассматриваемой статье. Действия несовершеннолетних не образуют состава преступления; в
отношении их могут применяться нормы, не знающие ограничений по признакам специального
субъекта.
Необходимо также иметь в виду, что квалификация деяния по данной статье возможна лишь в том
случае, если оно: 1) совершено лицом, зачисленным на работу в систему железнодорожного,
воздушного или водного транспорта; 2) совершено во время исполнения обязанностей по работе или
занимаемой должности. Если при нарушении правил безопасности движения или эксплуатации
транспорта вред здоровью потерпевшего причинен лицом, не работающим на транспорте (либо
зачисленным на работу, не связанную с движением или эксплуатацией транспорта), то его действия
образуют преступление против личности, а не транспортное преступление.
Лицо, не зачисленное на работу в систему транспорта, не может являться субъектом рассматриваемого
преступления. Этой позиции придерживается и судебная практика. Кировским областным судом Ю. и X. были
признаны виновными в нарушении правил безопасности движения, повлекшем крушение и легкие телесные
повреждения, причиненные потерпевшей М. Верховный Суд РСФСР, отменяя приговор, отметил, что Ю. и X.,
являясь осужденными, отбывали меру наказания, не были зачисленными на работу в систему транспорта и не
могут быть признаны субъектами преступления по ст. 85 УК РСФСР (ст. 263 УК РФ).
Работник считается исполняющим служебные обязанности, когда он выполняет или должен
выполнять работу по обеспечению безопасности функционирования транспорта или непосредственно
связанную с безопасностью его движения или эксплуатации. Например, капитан, обязанный в
определенных ситуациях лично управлять судном независимо от того, кто из его помощников на вахте,
передоверяет командование вахтенному штурману. В таком случае он не выполняет своих
обязанностей, хотя должен их выполнять, и при наступлении преступных последствий несет
ответственность по рассматриваемой статье.
С., несмотря на то, что судно находилось в непосредственной близости от берега в условиях плохой
видимости, в нарушение Устава покинул мостик и ушел отдыхать, дав указание вахтенному помощнику
положить судно в дрейф. При этом он не указал на навигационной карте место дрейфа. Кроме того, С. допустил и
другие нарушения. Траулер потерпел аварию и затонул.
Мурманский областной суд признал капитана С. виновным в гибели судна. Верховный Суд РСФСР
согласился с этим решением.
Если работник не выполнял и не был обязан выполнять работу по безопасному функционированию
транспорта, т. е. не был при исполнении служебных обязанностей, он не может считаться субъектом
преступления. Это обстоятельство неоднократно подчеркивалось судебными органами при
рассмотрении уголовных дел.
Хотя состояние здоровья и профессиональная подготовка согласно нормативным актам имеют
первостепенное значение при зачислении на работу в систему транспорта, однако они не являются
признаками субъекта данного преступления. Недостаточная профессиональная подготовка,
незначительный опыт работы, состояние здоровья, не исключая уголовную ответственность, влияют на
выбор меры наказания.
Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины. При легкомыслии лицо,
нарушая правила безопасности движения и эксплуатации транспорта, предвидит возможность
причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо крупного ущерба, но без
достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение; при небрежности
лицо не предвидит наступления указанных последствий, хотя при необходимой внимательности и
предусмотрительности должно было и могло предвидеть.
В качестве квалифицирующего признака указано последствие в виде причинения по
неосторожности смерти одного человека, а особо квалифицирующего признака смерти двух и более
лиц.
Нарушения правил безопасности движения или эксплуатации транспорта имеют много общего с
нарушениями правил охраны труда. Отличаются они, в первую очередь, по характеру правил,
нарушенных при выполнении тех или иных трудовых операций. По своему содержанию требования
техники безопасности и иных правил охраны труда подразделяются на:
|