343
П. совместно с С. из-за мести администрации судна пытался замкнуть цепь датчика аварийного нижнего
уровня воды расширительной цистерны главного двигателя и вызвать этим его остановку. Однако довести до
конца преступление не смог по не зависящим от него причинам. На другой день С., действуя под влиянием П.,
умышленно ввел иглу в кабель указанного датчика, что повлекло остановку главного двигателя, потерю хода,
управления и обесточивание всего судна.
Органы предварительного расследования, предъявляя виновным обвинение, исходили из того, что ими были
повреждены средства связи и сигнализации. Суд, правильно установив, что кабель датчика не относится к
указанным средствам, признал их действия умышленным повреждением имущества, тем самым допустив ошибку
в определении функционального назначения данного датчика.
При новом судебном разбирательстве было установлено, что виновным повреждена одна из систем,
обеспечивающих работу главного двигателя судна. Стало быть, в этом случае
речь должна была идти о
повреждении самого судна как одного из предметов рассматриваемого преступления. Исходя из этого,
впоследствии была дана юридическая оценка совершенному деянию, с которой согласился и Верховный Суд
РСФСР.
На практике встречаются ситуации, когда указанные в законе предметы выводятся из строя в
результате хищения каких-либо деталей из систем транспорта. Например, преступник, изымая детали из
радиостанции катера для своего приемника, тем самым, во-первых, приводит в негодность средство
связи, а во-вторых, совершает хищение чужого имущества. В этом случае имеет место совокупность
преступлений: хищение и деяние, предусмотренное ст. 267 УК.
Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УК).
Непосредственным объектом данного преступления является безопасность железнодорожного,
воздушного, водного, автомототранспорта и городского электротранспорта.
Объективная сторона выражается в нарушении правил безопасности движения или эксплуатации
транспортных средств, наступлении последствий в виде тяжкого или средней тяжести вреда здоровью
человека и причинной связи между деянием и причиненным вредом.
Рассматриваемая норма носит бланкетный характер. Она в самом общем виде отсылает к правилам,
действующим на транспорте, не конкретизируя при этом ни его виды, ни их функциональное
назначение, ни виды правил, относящихся к безопасности движения или эксплуатации транспортных
средств. Следует учитывать, что ст. 268 УК говорит о более узком круге правил, чем ст. 263 УК,
поскольку в ней речь идет не о безопасности эксплуатации транспорта вообще, а лишь транспортных
средств, являющихся основным, но не единственным элементом транспорта как системы.
Содержание объективной стороны необходимо раскрывать с учетом объекта посягательства
безопасности функционирования транспорта. В этом одно из проявлений взаимосвязи объективных
признаков рассматриваемого преступления.
Правила, на которые ссылается закон, содержатся в ведомственных нормативных актах
железнодорожного, воздушного, водного, автомобильного и других видов механического транспорта
(исключая лишь трубопроводный). Например, запрещается самовольно открывать шлагбаумы,
проезжать по переезду без разрешения дежурного, через железнодорожные пути в неустановленных
местах и т. д. В целях охраны безопасности движения установлены также правила прогона скота через
полотно железной дороги, выпаса скота вблизи полотна и в полосе отвода железных дорог. Пассажирам
воздушного транспорта категорически запрещается ходить по перрону без сопровождения дежурного,
поскольку этими действиями создается угроза безопасности полетов. Выход пассажира, например,
навстречу самолету, выруливающему на стоянку, может вынудить экипаж к экстренному торможению
и привести к тяжким последствиям. Прогон скота по территории временного аэродрома при наличии
других признаков состава преступления также может быть уголовно наказуемым.
Конкретные проявления рассматриваемого посягательства могут быть самыми разнообразными, в
связи с чем дать их исчерпывающий перечень невозможно. Наиболее часто указанные в законе правила
нарушаются пешеходами, неожиданно появляющимися в опасной близости к движущимся
автомототранспортным средствам, переходящими дорогу в неустановленных местах, и т. д.
При расследовании и рассмотрении уголовных дел необходимо обязательно установить, какие
именно правила нарушены виновным и в чем эти нарушения выразились.
Суть рассматриваемого преступления заключается в создании искусственных помех безопасности
транспорта лицом, не управляющим транспортным средством. Поэтому оно не может выражаться в
эксплуатации технически неисправных лодок, катеров, яхт, несоблюдении правил маневрирования при
расхождении со встречными судами, управлении плавсредством в состоянии опьянения и т. д., как это
утверждают некоторые авторы. Во всех указанных случаях лицо непосредственно эксплуатирует
|