380
Специалист, работающий в государственном или муниципальном учреждении и выполняющий
сугубо профессиональные или технические обязанности, не является должностным лицом. Одна--ко
если наряду или в связи с осуществлением этих обязанностей на данного специалиста в установленном
порядке возложено исполнение организационно-распорядительных или административно-
хозяйственных функций, то в случае их нарушения он несет ответственность как должностное лицо
(например, врач за злоупотребление полномочиями, связанными с направлением на госпитализацию,
выдачей листков нетрудоспособности, оформлением других документов, участием в работе ВТЭК,
призывных комиссий; преподаватель за нарушение обязанностей, возложенных на него как на члена
квалификационной или экзаменационной комиссии). Таким образом, необходимо отличать
должностную деятельность отдельных категорий служащих государственных и муниципальных
учреждений, связанную с выполнением имеющихся у них организационно-распорядительных или
административно-хозяйственных функций, от сугубо профессиональной, производственной
деятельности этих же служащих, когда последние не осуществляют указанные функции и,
следовательно, не выступают в качестве должностных лиц.
Для признания субъекта ответственным за преступления против государственной власти, интересов
государственной службы и службы в органах местного самоуправления не имеет значения, исполняет
он функции представителя власти, организационно-распорядительные или административно-
хозяйственные функции по назначению или по выборам, постоянно или временно. Возможны и случаи
выполнения субъектами разовых, отдельных поручений должностного характера (например, поручения
принять участие в проверке, работе той или иной комиссии и т. п.), в процессе и в связи с выполнением
которых они рассматриваются как должностные лица, способные нести ответственность за различные
преступления.
Лицо, временно исполняющее обязанности по определенной должности или осуществляющее
специальные полномочия, может быть признано субъектом преступления против интересов
государственной или муниципальной службы лишь при условии, если указанные обязанности или
полномочия были возложены на него в установленном законом порядке правомочными на то органами
или должностными лицами.
Частное лицо, а также лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной
организации (см. примечание 1 к ст. 201 УК), не может быть субъектом исполнителем
(соисполнителем) преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и
службы в органах местного самоуправления. Однако в соответствии с ч. 4 ст. 34 УК вполне законным
будет привлечение таких лиц к ответственности за соучастие в таких преступлениях в качестве
организатора, подстрекателя или пособника или же за участие в совершении некоторых из этих
преступлений в составе организованной группы (п. "б" ч. 3 ст. 287, п. "а" ч, 4 ст. 290 УК). ,
Таким образом, преступления против государственной власти, интересов государственной
службы и службы в органах местного самоуправления это деяния, посягающие на нормальную,
регламентированную законом деятельность публичного аппарата управления, совершенные
служащими (должностным лицами) этого аппарата с использованием служебных полномочий, а
также лицами, осуществляющими функции публичного аппарата управления по специальному
поручению (полномочию).
В модельном уголовном кодексе,
*
являющемся рекомендательным законодательным актом для
Содружества Независимых Государств, принятом, на седьмом пленарном заседании Межпарламентской
Ассамблеи государств- участников СНГ
17 февраля 1996 г., эта группа преступлений, названа
преступлениями против интересов публичной службы. В нее включены: злоупотребление служебным
положением, бездействие по службе, превышение служебных полномочий, незаконное участие в
предпринимательской деятельности, получение взятки, дача взятки, посредничество во взяточничестве,
служебный подлог, служебная халатность. Субъектом преступлений против интересов публичной
службы.назван публичный служащий, как-то: 1) депутаты представительных органов государственной
власти и органов местного самоуправления, а также их помощники; 2) служащие органов
государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), прокуратуры, органов местного
самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и организаций; 3) лица, участвующие
в отправлении правосудия в качестве народных или присяжных заседателей либо выполняющие
функции иных представителей власти по специальному полномочию. Как видно, модельный УК
рекомендует признавать субъектами преступлений против интересов публичной службы всех служащих
|