Navigation bar
  Print document Start Previous page
 383 of 477 
Next page End  

383
Многие признаки данного состава преступления описаны в предыдущем параграфе в связи с общей
характеристикой преступлений, включенных в гл. 30 УК. Поэтому здесь, так же как и при
характеристике признаков других преступлений, рассматриваются прежде всего признаки, относящиеся
к составу именно этого преступления.
Непосредственным объектом злоупотребления должностными полномочиями является нормальная
деятельность конкретного звена публичного аппарата управления в лице государственных органов,
органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений или же аппарата
управления в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ. Поскольку
злоупотребление должностными полномочиями как преступление приводит к существенному
нарушению прав и законных интересов граждан, организаций, охраняемых законом интересов общества
и государства, то наряду с основным непосредственным объектом можно говорить и о дополнительных
объектах для данного преступления, которые в зависимости от обстоятельств совершения преступления
могут быть в виде конституционных прав и свобод человека и гражданина, имущественных и иных
экономических интересов граждан, организаций или государства и т. д.
Объективная сторона злоупотребления должностными полномочиями включает в себя три
обязательных признака: 1) использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки
интересам службы; 2) наступление последствий в виде существенного нарушения прав и законных
интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства; 3)
причинную связь между деянием и последствием.
В .теории и практике утвердилось понимание, что данное преступление может быть совершено как
путем действия, активного использования должностным лицом своих полномочий, так и путем
бездействия, когда должностное лицо сознательно не исполняет своих обязанностей (например,
попустительствует преступлению)
*
. Хотя при неисполнении должностным лицом обязанностей по
службе трудно говорить об использовании полномочий; скорее, это будет неиспользование
полномочий
**
.
*
См.: Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть. Учебник / Отв. ред. Б. В. Здравомыслов. М., 1996. С.
386; Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Особенная часть / Под общей ред. Ю. И. Скуратова и В.
М. Лебедева. М, 1996. С. 439; Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Т. 2 / Под
ред. П. Н. Панченко. Н. Новгород. 1996. С. 270 и др.
**
В связи с этим представляется предпочтительным решение, содержащееся в модельном уголовном кодексе для государств
— участников СНГ, где наряду с составом "злоупотребление служебным положением" (ст. 301) предусмотрена
ответственность и за умышленное бездействие по службе (ст. 302) (см.: Правоведение. 1996. ¹ 1).
Закон говорит об использовании должностными лицами своих полномочий, а не служебного
положения, как это ранее указывалось в ст. 170 УК РСФСР 1960 г. Полномочия должностного лица
определяются его компетенцией, установленной в соответствующих законах, положениях, уставах и
других нормативных актах, в которых регламентируются права и обязанности лица, занимающего ту
или иную должность
*
. Поэтому под использованием должностным лицом своих служебных
полномочий следует понимать только такое деяние лица, которое вытекало из его полномочий и было
связано с осуществлением вопреки интересам службы прав и обязанностей, которыми это лицо
наделено в силу занимаемой должности. Следовательно, не будет состава данного преступления, когда
должностное лицо, добиваясь нужного ему решения, использует не свои полномочия, а служебные
связи, авторитет занимаемой им должности и т. п.
*
"Государственная должность — должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной
власти субъектов Российской Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с
Конституцией Российской Федерации... с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий
данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей" (ст. 1
Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. ¹ 31. Ст. 2990).
Деяние, совершенное вопреки интересам службы, —
это деяние, не вызываемое служебной
необходимостью. При этом интересы службы, вопреки которым должностное лицо использует в данном
случае свои служебные полномочия, определяются не только потребностями функционирования
конкретного государственного органа или органа местного самоуправления, государственного или
.муниципального учреждения, воинского формирования, но и интересами деятельности публичного
аппарата управления в целом. В то же время не могут быть признаны преступными в соответствии с
положениями закона о крайней необходимости (ст. 39 УК) действия должностного лица, связанные с
Hosted by uCoz