385
причиняется тяжкий вред его здоровью, ответственность наступает по совокупности ч. 3 ст. 285 и ст.
105 (111) УК.
Одним из сложных теоретических и практических вопросов является отграничение злоупотребления
должностными полномочиями, связанного с причинением материального ущерба государству,
муниципальным органам, коммерческим и некоммерческим организациям любой формы собственности
или гражданам, от хищения чужого имущества, совершенного должностным лицом с использованием
служебного положения путем мошенничества, присвоения или растраты.
Противоправное безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного
или других лиц, совершенное с корыстной целью должностным лицом государственного органа, органа
местного самоуправления, государственного или муниципального учреждения с использованием своего
служебного положения, полностью охватывается диспозициями п. "в" ч. 2 ст. 159 и п. "в" ч. 2 ст. 160 УК
и дополнительной квалификации по ст. 285 УК не требует.
Напротив: 1) злоупотребление должностными полномочиями из корыстных побуждений не является
хищением, если ущерб собственнику причинен не вследствие незаконного безвозмездного изъятия и
(или) обращения чужого имущества в пользу виновного или других лиц, что характерно для хищения, а
в результате использования имущества не по назначению, неоплаты оказанной услуги, непоступления
положенных доходов и т. п. (упущенная выгода); 2) злоупотребление должностными полномочиями,
связанное с изъятием и (или) обращением чужого имущества в пользу виновного или других лиц, не
является хищением, если такое изъятие (обращение) носило временный или возмездный характер
(например, временное заимствование, незаконное приобретение имущества в кредит и т. п.); 3)
злоупотребление должностными полномочиями, причинившее реальный материальный ущерб и
связанное с изъятием чужого имущества, не является хищением, если виновный не преследовал
корыстной цели.
Превышение должностных полномочий (ст. 286 УК) также относится к преступлениям средней
тяжести, однако наличие квалифицирующих обстоятельств превращает это общественно опасное
деяние в тяжкое преступление.
Закон определяет превышение должностных полномочий как совершение должностным лицом
действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение
прав и
законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или
государства.
Непосредственный объект превышения должностных полномочий не отличается от объекта
преступного посягательства при злоупотреблении должностными полномочиями. В зависимости от
:
характера преступной деятельности должностного лица, превышающего свои полномочия,
дополнительными объектами этого преступления могут быть здоровье, свобода, честь и достоинство
личности, конституционные права и свободы человека и гражданина и другие ценности.
Объем прав и полномочий представителя власти и других работников государственных и
муниципальных органов и учреждений определяется их должностной компетенцией, которая
закрепляется в различных нормативных актах (законах, уставах, положениях, инструкциях, приказах).
Поэтому для того, чтобы установить, что должностное лицо совершило действия, явно выходящие за
пределы его полномочий, необходимо выяснить, каким именно правовым актом они регулируются и
какие конкретно положения этого акта были нарушены.
С объективной стороны в судебной практике наиболее характерными случаями превышения
должностных полномочий признаются следующие: 1) совершение должностным лицом действий,
которые относятся к полномочиям другого должностного лица; 2) совершение должностным лиЦом
действий, которые могли быть совершены им самим только при наличии особых обстоятельств,
указанных в законе; 3) совершение должностным лицом действий, которые никто и ни при каких
обстоятельствах не вправе совершить. Эти типичные виды данного преступления отмечены в
постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. ¹ 4 "О судебной практике по
делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных
полномочий, халатности и должностном подлоге"
*
.
*
БВС СССР. 1990. ¹ 3.
Общим для всех этих случаев является то, что должностное лицо совершает действия, явно
выходящие за пределы прав и полномочий, предоставленных ему законом. Другими обязательными
признаками объективной стороны превышения власти или служебных полномочий являются
|