392
представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия
должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким
действиям (бездействию), а .равно за общее покровительство или попустительство по службе (ч. 1 ст.
290). Ответственность повышается (ч. 2 ст. 290) при получении должностным лицом взятки за
незаконные действия (бездействие). Квалифицированным видом
признается получение взятки лицом,
занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность
субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления (ч. 3 ст. 290). Особо
квалифицированными видами получения взятки (ч. 4 ст. 290) закон считает совершение этого деяния:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, б) неоднократно, в) с
вымогательством взятки, г) в крупном размере. В связи с этим деяния, предусмотренные в ч. 1 ст. 290,
считаются преступлениями средней тяжести, в ч. 2 и 3 ст. 290 тяжкими, а в ч. 4 ст. 290 особо
тяжкими преступлениями.
Так же, как и другие преступления против государственной власти, интересов государственной
службы и службы в органах местного самоуправления, получение взятки является посягательством на
нормальную деятельность публичного аппарата управления. Однако с учетом характера преступления
можно отметить некоторые специфические особенности его непосредственного объекта.
Одним из важных принципов деятельности аппарата государственной власти и органов местного
самоуправления является принцип публично-правовой, законной оплаты служебной деятельности
работников этих аппаратов, государственных и муниципальных служащих. Они не вправе получать от
физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги,
оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением
должностных обязанностей (п. 8 ст, 11 Федерального закона "Об основах государственной службы
Российской Федерации")
*
. Внося элементы разложения в работу публичного аппарата управления,
получение взятки дискредитирует властные и управленческие структуры государственных и
муниципальных органов, подрывает их авторитет, порождает представление о всеобщей продажности,
возможности решать все вопросы путем подкупа должностных лиц. К тому же нередко получение
взятки бывает связано с попустительством, а то и прямым содействием деятельности организованных
преступных групп, совершением хищений, контрабанды, незаконного оборота оружия и наркотиков,
налоговыми преступлениями, воспрепятствованием законной предпринимательской деятельности и
другими преступлениями, что усугубляет его общественную опасность.
*
СЗ РФ. 1995. ¹ 31. Ст. 2990.
Предметом взятки могут быть любые материальные ценности (деньги, в том числе иностранная
валюта, иные валютные ценности, ценные бумаги, продовольственные и промышленные товары,
недвижимое имущество и др.), а также различного рода услуги (выгоды) имущественного характера,
оказываемые взяткополучателю безвозмездно, хотя в принципе они подлежат оплате, или явно по
заниженной стоимости. Это может быть предоставление санаторных или туристических путевок;
проездных билетов, оплата расходов и развлечений должностного лица, производство ремонтных,
строительных, реставрационных и других работ и т. д. В законе, в отличие от ранее действовавшего УК
РСФСР, отчетливо подчеркнут имущественный характер предмета взятки. Получение должностным
лицом различного рода услуг нематериального характера взяточничеством не признается. В
соответствующих случаях эти действия можно рассматривать как злоупотребление должностными
полномочиями.
Имущественные ценности (услуги) могут быть переданы (предоставлены) как самому, должностному
лицу получателю взятки, так и (с его ведома) членам семьи либо другим лицам, близким взяточнику,
а также могут быть непосредственно перечислены в банк на счет взяткополучателя. В практике были
случаи, когда взяткодатель открывал в банке счет на предъявителя и в качестве взятки вручал
должностному лицу сберегательный (депозитный) сертификат.
Наряду с простейшими способами дачи-получения взятки путем передачи предмета взятки лично
должностному лицу или через посредника встречаются более сложные, завуалированные формы
совершения этого преступления. В частности, взятка может быть дана-получена под видом ссуды,
путем якобы получения денег в долг, под видом погашения несуществующего долга лица, передавшего
ценности, посредством продажи-покупки ценных вещей за бесценок, по явно заниженной цене или,
напротив, путем покупки-продажи вещи по явно завышенной цене, под видом "проигрыша" в карты,
путем заключения фиктивных трудовых соглашений и выплаты по ним взяткополучателю, его
|