393
родственникам или иным доверенным лицам "заработной платы" или "премии" за якобы
произведенную ими работу, якобы оказанную техническую помощь, явно завышенных "гонораров" за
лекционную деятельность и литературные работы и т. д.
Согласно действующему законодательству государственные и муниципальные служащие не вправе
заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой
деятельности, получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственных и
муниципальных служащих.
Однако само по себе нарушение должностным лицом запрета на работу по совместительству нельзя
автоматически признавать получением взятки. Лишь в случаях, когда работа фактически не
выполнялась или оплачиваемые действия должностного лица заключались в выполнении обычных
функциональных обязанностей
с использованием служебных полномочий, получение им оплаты за
якобы работу по совместительству или по трудовому соглашению (контракту) является
завуалированным взяточничеством.
Объективная сторона получения взятки состоит в получении должностным лицом лично или через
посредника предмета взятки за один из следующих вариантов служебного поведения: 1) за действия
(бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, входящие в служебные полномочия
должностного лица (ч. 1 ст. 290); 2) за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или
представляемых им лиц, которые не входят в служебные полномочия должностного лица, но последний
в силу своего должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию) (ч. 1); 3)
за общее покровительство или попустительство по службе должностным лицом взяткодателю или
представляемым им лицам (ч. 1); 4) за незаконные действия (бездействие) должностного лица в пользу
взяткодателя или представляемых им лиц (ч. 2).
В первом случае имеются в виду законные правомерные действия (бездействие) должностного лица,
не нарушающие его служебных обязанностей, не выходящие за рамки его должностной компетенции, т.
е. действия, совершить (не совершить) которые в данном случае он имел право или, более того, был
обязан.
Должностное положение лица определяют не только его юридические возможности, связанные с
кругом прав и обязанностей субъекта по занимаемой должности, но и фактические возможности,
вытекающие из авторитета занимаемой субъектом должности в государственном органе, органе
местного самоуправления, государственном или муниципальном учреждении, Вооруженных Силах,
иных войсках и воинских формированиях, а также из служебных связей должностного лица. Пользуясь
ими, должностное лицо может за вознаграждение оказать влияние, так или иначе способствовать
совершению (несовершению) выгодного для взяткодателя действия другим должностным лицом,
возможно, ничего не знающим об этом вознаграждении. Эта ситуация имеется в виду во втором из
названных вариантов объективной стороны получения взятки. Пленум Верховного Суда СССР в п. 3
постановления от 30 марта 1990 г. ¹ 3 "О судебной практике по делам о взяточничестве" указывал, что
субъектом получения взятки "следует признавать и тех должностных лиц, которые хотя и не обладали
полномочиями для выполнения в интересах взяткодателя соответствующих действий, но в силу своего
должностного положения могли за взятку принять меры к совершению этих действий другими
должностными лицами"
*
. Такими лицами могут быть также консультанты, референты, секретари,
помощники ответственных должностных лиц, начальники канцелярий, инспекторы и т. п. должностные
лица, которые сами не принимают окончательных решений по вопросам, интересующим взяткодателей,
но от совершаемых ими действий по службе, подготовленных документов и иной информации в
значительной степени зависит суть решения, принимаемого другим должностным лицом.
*
БВС СССР. 1990. ,¹ 3.
Использование субъектом в данном случае одних родственных связей, дружественных или
родственных отношений для достижения результата, желательного для лица, передавшего ему
вознаграждение, не рассматривается как использование должностного положения, что исключает состав
получения взятки.
Уголовный кодекс признал взяточничеством и незаконное получение должностным лицом
материальных ценностей и выгод имущественного характера за общее покровительство или
попустительство лицу, передающему эти ценности или оказывающему имущественную услугу, или
представляемым им лицам. В таком случае какие-либо конкретные действия (бездействие)
|