396
Субъектом получения взятки может быть только должностное лицо. Все иные лица, участвующие
вместе с ним в совершении этого преступления, в том числе и выдававшие себя за должностных, могут
отвечать только за соучастие в получении взятки как организаторы, подстрекатели или пособники.
Специальный субъект преступления признается квалифицирующим признаком. Это лицо,
занимающее государственную должность Российской Федерации или государственную-должность
субъекта Российской Федерации, а также глава, органа местного самоуправления. По УК РСФСР 1960
г. квалифицированным видом признавалось получение взятки должностным лицом, занимающим
ответственное положение. Это понятие было сугубо оценочным и толковалось на практике достаточно
широко. Ныне понятие лиц, занимающих государственную должность РФ или субъекта РФ,
раскрывается в примечаниях 2 и 3 к ст. 285 УК и, как указывалось выше, в Федеральном законе "Об
основах государственной службы в Российской Федерации" и в Указе Президента РФ от 11 января 1995
г. "О государственных должностях Российской Федерации".
Рассмотрим особо квалифицирующие признаки получения взятки (ч. 4 ст. 290 УК).
а) Получение взятки по предварительному сговору или организованной группой. Взятку надлежит
считать полученной по предварительному сговору группой лиц, если в совершении преступления
участвовало два и более должностных лица, заранее, т. е. до начала преступления, договорившихся об
этом. В сговор преступников входит, что они будут получать незаконное вознаграждение (услуги) за те
или иные действия (бездействие) в интересах взяткодателя или представляемых им юридических или
физических лиц с использованием служебного положения либо за общее покровительство или
попустительство по службе. Преступление признается оконченным с момента принятия взятки хотя бы
одним из этих лиц. При этом не имеет значения, сознавал ли взяткодатель, что в получении взятки
участвует несколько должностных.лиц. При получении взятки по предварительному сговору группой
лиц ее размер определяется общей стоимостью полученных ценностей и услуг.
Должностное лицо, получившее без предварительной договоренности с другим должностным лицом
взятку, а затем передавшее последнему в интересах взяткодателя часть полученного, несет
ответственность по совокупности преступлений за получение и дачу взятки. Действия частного лица, а
также служащего, не являющегося должностным лицом, который по предварительному сговору с
должностным лицом непосредственно участвовал в получении взятки, рассматриваются как соучастие в
получении взятки.
Напротив, в число членов организованной группы лиц, объединившихся для получения взятки, наряду
с .должностными могут входить и иные лица, выполняющие отведенную им роль по обеспечению
совершения данного преступления. Лицо, создавшее организованную группу либо руководившее ею,
несет ответственность за все совершенные организованной группой преступления, если они
охватывались его умыслом. Другие участники организованной группы несут ответственность как
соисполнители по тем эпизодам получения взяток, в подготовке или в совершении которых они
участвовали.
б) Неоднократность получения взятки предполагает совершение деяний, предусмотренных ст. 290
УК, два или более раза независимо от того, было должностное лицо осуждено за предыдущее
преступление или нет.
Если должностное лицо привлекается к ответственности по двум и более самостоятельным эпизодам
получения взятки, подпадающим под признаки разных частей ст. 290 УК, каждый из этих эпизодов
должен получить самостоятельную правовую оценку (квалификацию), но, начиная со второго эпизода,
необходимо вменять признак неоднократности.
Если должностное лицо привлекается к ответственности по двум случаям получения взятки, в одном
на которых преступление не было окончено, его действия квалифицируются по совокупности
преступлений, причем второй эпизод с квалифицирующим признаком неоднократности.
От неоднократности получения взятки необходимо отличать единое продолжаемое преступление,
когда взятка передается в несколько приемов, охватываемых единым умыслом, за выполнение или
невыполнение действий, обеспечивающих наступление желаемого для взяткодателя результата.
Единым продолжаемым преступлением, на наш взгляд, следует считать также систематическое
получение материальных ценностей или выгод от одних и тех же взяткодателей за общее
покровительство или попустительство им по службе.
Судебная практика рассматривала как неоднократное получение взятки случаи одновременного
получения должностным лицом взятки от нескольких лиц, если в отношении каждого взяткодателя
совершается (должно быть совершено) отдельное действие
*
. При этом отдельные действия в отношении
|