Карен Хорни: «Самоанализ»
20
соперничеству и достижению абсолютного превосходства над другими. Хотя обычно эти
наклонности перекрываются или сочетаются, они могут также существовать отдельно.
Например, потребность в восхищении собой вполне может сочетаться с безразличием к
социальному престижу.
9. Невротическая потребность в самодостаточности и независимости:
потребность никогда ни в ком не нуждаться, или не сопротивляться любому влиянию,
или быть абсолютно ничем не связанным, поскольку любая близость означает опасность
порабощения; наличие дистанции и обособленность единственный источник безопасности;
боязнь потребности в других людях, привязанности, близости, любви.
10. Невротическая потребность в достижении совершенства и неуязвимости (см.: «Новые
пути в психоанализе», гл. 13 и «Бегство от свободы», гл. 5 об автоматизирующем
конформизме):
постоянное стремление к совершенству;
навязчивые размышления и самообвинения в связи с возможными недостатками;
чувство превосходства над другими в силу своего совершенства;
боязнь обнаружить в себе недостатки или совершить ошибки; боязнь критики или
упреков.
При рассмотрении этих тенденций обращает на себя внимание то, что ни одно стремление
и ни одна установка, которые из них вытекают, не является само по себе «ненормальным» или
лишенным человеческой ценности. Большинство из нас и хотят иметь, и ценят любовь,
самоконтроль, скромность, уважение к другим людям. Ожидать исполнения своих жизненных
целей другим человеком считается, по крайней мере для женщины, «нормальной» или даже
достойной позицией. Среди этих стремлений есть и такие, которые все мы высоко ценим.
Самостоятельность, независимость и здравомыслие считаются большими достоинствами.
В таком случае постоянно возникает вопрос: почему эти наклонности считаются
невротическими? Что же в них «не так»? Признавая, что у некоторых людей преобладают одни
наклонности, пусть даже отчасти ригидные, тогда как поведение других людей определяют
совершенно иные, не следует ли допустить, что эти различия целей являются лишь выражением
различий между людьми, имеющими разные системы ценностей и пытающимися разными
способами совладать с жизнью? Разве не естественно, например, то, что человек
мягкосердечный ищет себе опору в любви и привязанности, а более сильный в
независимости и лидерстве?
Поставить такие вопросы важно, потому что они имеют не только теоретическое, но и
практическое значение, помогая понять различия между базисными человеческими
стремлениями и ценностями и их невротическими эквивалентами. Цели обоих типов
стремлений сходны, но их основа и значение полностью различаются. Различие между ними
столь же велико, как, например, между +7 и -7, хотя в обоих случаях мы имеем дело с цифрой 7,
точно так же, как мы используем одни и те же слова: любовь, привязанность, разум,
совершенство, но стоящий перед ними знак изменяет их характер и ценность. Мы уже
касались различий, скрывающихся за внешним сходством, при сравнении взрослого служащего
и девочки Клэр, а несколько более обобщенные сравнения могут пролить свет на различие
между нормальными и невротическими наклонностями.
Желание любви и привязанности со стороны других имеет смысл только в том случае,
если испытываешь любовь к ним самим и чувствуешь с ними общность. Акцент поэтому
ставится не только на дружеском отношении других людей, но и на положительных чувствах,
которые сам человек способен питать и проявлять к другим. Однако невротическая потребность
в любви и привязанности лишена такого важного качества, как взаимность. Дело в том, что для
невротика его собственные чувства любви и привязанности настолько же мало важны, как если
бы был он окружен неизвестными и опасными животными. Чтобы быть точным, на самом деле
он даже не хочет любви и привязанности со стороны других; он просто-напросто озабочен тем,
чтобы другие люди не вели себя с ним агрессивно. То ценное, что заключено во
взаимопонимании, терпимости, заботе, симпатии, не имеет места в его отношениях.
Подобным же образом стремление к совершенствованию наших способностей и
дарований заслуживает наших самых энергичных усилий, поскольку жить на свете,
|