Карен Хорни: «Самоанализ»
37
Я не буду вдаваться в детали ее ассоциаций. Наиболее важным ключом к разгадке
оказалась ассоциация по поводу таинственной истории: я украла драгоценность из венца.
Стремление производить на себя и других впечатление человека незаурядной силы, безо
всякого сомнения, было для нее тяжким бременем, но это стремление выполняло и другие
важные функции: оно придавало ей чувство гордости, в котором она сильно нуждалась,
поскольку ее уверенность в себе действительно пошатнулась, и служило мощнейшей защитой
от осознания своей уязвимости и связанных с нею иррациональных наклонностей. Поэтому
роль, которую она играла, была для нее действительно важной, а раскрытие нами того, что это
была всего лишь роль, представляло собой угрозу, на которую она и отреагировала
возмущением.
Свободные ассоциации были бы абсолютно непригодны как метод астрономических
расчетов или способ достижения ясного понимания политической ситуации. Эти задачи
требуют четкого и строгого рассуждения, тогда как свободные ассоциации могут служить
вполне подходящим методом (а в соответствии с нашими теперешними знаниями даже
единственным) исследования бессознательных чувств и стремлений, их сути и значения.
Еще несколько слов о ценности свободных ассоциаций для самопознания: свободное
ассоциирование не творит чудес. Было бы неверно ожидать, что как только рациональный
контроль будет ослаблен, то все, чего мы боялись или презирали в себе, сразу же обнаружится.
Мы можем быть абсолютно уверены, что в результате появится не более того, что мы способны
вынести. Будут возникать только дериваты вытесненных чувств или побуждений, и, как и в
сновидениях, они будут представать в искаженной форме или символически. Так, например, в
цепи упомянутых выше ассоциаций святой был выражением бессознательных устремлений
пациентки. Разумеется, иногда вдруг будут проявляться совершенно неожиданные факторы, но
это может случиться только после продолжительной работы над этой проблемой ранее, которая
и подвела их вплотную к поверхности. Вытесненные чувства могут проявляться в форме
отдаленных воспоминаний, как, например, в цепи ассоциаций, уже описанной выше. Здесь гнев
пациентки на меня за оскорбление мною ее завышенных представлений о себе не проявился как
таковой, лишь косвенно она намекнула на то, что я осмелилась нарушить священное табу и
украсть дорогие для всех ценности.
Свободные ассоциации не творят чудес, однако если они ведутся с должным настроением,
то и в самом деле показывают, что творится в душе, подобно тому, как рентгеновские лучи
помогают увидеть недоступную глазу работу легких или кишечника. Но делают они это на
более или менее загадочном языке.
Свободно ассоциировать трудное дело для каждого. И не только потому, что это
противоречит привычной для нас форме общения и принятому этикету. Оно сопряжено и с
дополнительными трудностями, которые у каждого пациента различаются. Их можно
классифицировать по разным основаниям, хотя они неизбежно будут отчасти перекрываться.
Начнем с того, что имеются пациенты, у которых весь процесс ассоциирования вызывает
страхи или внутреннее сопротивление, потому что они боятся дать свободный выход любому
чувству или мысли, дабы не преступить границ запретной для них территории. Специфические
страхи, которых мы вкратце коснемся, зависят в конечном счете от существующих
невротических наклонностей. Проиллюстрируем это несколькими примерами.
Тревожный человек, с детских лет задавленный страхом непредсказуемых опасностей
жизни, бессознательно старается избегать любого риска. Он крепко цепляется за ложную веру в
то, что, если напрячь свое умение предвидеть, можно управлять жизнью. Следовательно, он
избегает любого шага, последствия которого не может с большой вероятностью представить
себе заранее: главный его закон никогда не терять бдительности. Для такого человека
свободно ассоциировать означает совершить безрассудство, поскольку сам процесс
предполагает следование за всем, что возникает, не зная заранее, что появится и куда это
заведет.
Иного рода трудность возникает у крайне независимого человека, который чувствует себя
в безопасности только тогда, когда носит маску, и автоматически занимает оборонительную
позицию при любой попытке вторжения в его личную жизнь. Такой человек «живет в замке из
слоновой кости» и чувствует себя в опасности при любой попытке проникнуть в его владения.
|