Карен Хорни: «Самоанализ»
39
сознательно или бессознательно он может попытаться обойти это требование.
Таким образом, хотя и может показаться, что говорить все, что приходит на ум, задача
простая, в действительности она трудна и может быть выполнена лишь в той или иной мере.
Чем большие преграды стоят на пути осуществления этой задачи, тем менее продуктивным
будет человек. Но чем более приблизится он к этой цели, тем понятнее станет для себя и для
аналитика.
Вторая задача, стоящая перед пациентом в ходе анализа, честно и прямо посмотреть на
свои проблемы, осознать факторы, до сих пор остававшиеся бессознательными. Это, однако, не
только интеллектуальный процесс, как можно предположить из-за слова «осознание». В
психоаналитической литературе, начиная с Ференци и Ранка, всегда подчеркивалось, что это
одновременно и интеллектуальный процесс, и эмоциональное переживание. Если позволить
себе воспользоваться жаргоном, то этот процесс можно сравнить с извлечением всей
информации о себе, которую мы ощущаем своим «нутром».
Инсайтом может оказаться осознание полностью вытесненного фактора, например
открытие в себе навязчиво скромным и доброжелательным человеком неопределенного
презрения к людям. Это может быть и открытие того, что осознаваемое влечение имеет такую
степень напряженности, силу и качество, о которых он никогда и не подозревал: например,
человек мог знать, что честолюбив, но он никогда раньше не думал, что честолюбие является
всепоглощающей страстью, определяющей его жизнь и содержащей деструктивный элемент
потребности испытывать мстительное торжество над другими. Или же инсайтом может стать
обнаружение того, что некоторые вроде бы не связанные между собой факторы тесно
взаимосвязаны. Человек может знать, что питает некие грандиозные ожидания относительно
своих достижений в жизни и собственной важности, он может также отдавать себе отчет в том,
что с тоской смотрит в будущее и имеет дурные предчувствия, но он никогда прежде не
подозревал, что эти установки представляют собой проблему и что они каким-то образом
между собой связаны. В этом случае благодаря инсайту он может обнаружить, что его
потребность в восхвалении уникальных достоинств другими людьми столь велика, что
вызывает в нем глубокое возмущение из-за своей неосуществимости и поэтому обесценивает
саму жизнь. Его чувство подобно чувству аристократа, который стоит перед необходимостью
снизить уровень жизни, но скорее прекратит жить, чем удовлетворится меньшим, чем то, на
что, по его мнению, он вправе рассчитывать. Таким образом, его обеспокоенность неминуемой
катастрофой на самом деле представляет собой лежащее в ее основе желание умереть из-за
несоответствия жизни его ожиданиям.
Невозможно сказать в общих словах, что означает для пациента осознание своих проблем,
так же как невозможно сказать, что будет с человеком, если в течение долгого времени он будет
находиться под солнцем. Солнечные лучи могут убить его или, наоборот, спасти ему жизнь,
утомить его или придать бодрость эффект зависит от их интенсивности, а также от
состояния самого человека. Точно так же инсайт может быть крайне болезненным или принести
немедленное облегчение. Здесь в основном действуют те же принципы, что были рассмотрены
при обсуждении терапевтической ценности различных этапов анализа, но будет нелишне
вкратце повторить эти замечания, поскольку здесь они прозвучат в несколько ином контексте.
Инсайт может принести облегчение по нескольким причинам. Начнем с наименее важной:
уже само выявление причин некоторого ранее непонятного явления зачастую доставляет
определенное интеллектуальное удовлетворение; в любой жизненной ситуации правда
приносит облегчение. Это относится не только к выяснению нынешних особенностей, но и к
воспоминаниям забытых переживаний детства, если они помогают человеку понять, что с
самого начала влияло на его развитие.
Еще важнее то, что инсайт может обнажить перед человеком его подлинные чувства,
раскрыв показной характер его прежней установки. Когда он становится свободным в
выражении своего гнева, раздражения, презрения, страха всего, что прежде было вытеснено,
активное и полное чувство жизни приходит на смену парализующему подавлению, и он делает
еще один шаг к обретению себя. Невольный смех, который часто сопровождает такие открытия,
выдает чувство освобождения. Такое бывает, даже если открытие далеко от приятного,
например, когда человек узнает, что всю свою жизнь пытался «выходить сухим из воды» или
|