Карен Хорни: «Самоанализ»
40
стремился причинять боль другим и властвовать над ними. Помимо того что инсайт
способствует усилению чувства себя, повышению жизнеспособности и активности, он может
снимать напряженность, возникавшую прежде из-за необходимости сдерживать настоящие
чувства: освобождая силы, использовавшиеся для вытеснения, он может увеличить количество
доступной энергии.
Наконец, тесно связанное с высвобождением энергии, устранение вытеснения
освобождает путь для действия. До тех пор пока побуждение или чувство вытесняется, человек
находится в тупике. Например, пока человек абсолютно не подозревает о своей враждебности к
людям и знает только, что чувствует себя с ними неловко, он ничего не может поделать со
своей враждебностью; у него нет возможности понять ее причины, оправдать или осудить. Но
если вытеснение устранено и он ощущает враждебность как таковую, то тогда, и только тогда,
он может здраво взглянуть на нее и обнаружить в себе те уязвимые места, которые и породили
эту враждебность. Открывая таким образом возможность что-то изменить в причинах
нарушения, инсайт способен привести к значительному облегчению. Даже если немедленное
изменение затруднительно, появляется видение, как выбраться из беды. Это относится и к тому
случаю, если первоначальной реакцией были боль или испуг. Осознание Клэр своих
завышенных требований и желаний поначалу вызвало панику, потому что поколебало ее
навязчивую скромность один из столпов, на которых покоилось ее чувство безопасности. Но
как только острая тревога утихла, к ней пришло облегчение, поскольку более глубокое
понимание себя давало ей возможность освободиться от пут, связывавших ее по рукам и ногам.
Однако первой реакцией на инсайт скорее будет боль, нежели облегчение. Как уже
говорилось в предыдущей главе, существуют два типа негативных реакций на осознание.
Первый из них это восприятие его исключительно как угрозы; второй реакции уныния и
безнадежности. Хотя они и проявляются по-разному, по сути различаются лишь
интенсивностью. Оба они обусловлены тем, что человек не способен или пока не способен
и не желает отказаться от некоторых фундаментальных жизненных притязаний. От каких
именно зависит, естественно, от его невротических наклонностей.
Вследствие навязчивого характера этих наклонностей притязания крайне ригидны, и
потому так тяжело от них избавиться. Например, тот, кто одержим навязчивой жаждой власти,
может обходиться без комфорта, удовольствий, женщин, друзей всего того, что и делает
обычно жизнь привлекательной. Главное для него власть. Пока он полон решимости не
отказываться от этого притязания, любое сомнение в его ценности вызывает у него лишь
раздражение или испуг. Инсайт вызывает реакции испуга не только когда уличает в том или
ином особом стремлении, но и когда делает очевидным, что это стремление мешает человеку
достичь других важных для него целей или преодолеть препятствия и страдания. Или, если
обратиться к другим примерам, человек, страдающий от своей изоляции и неловкости при
общении с другими людьми, но по-прежнему не желающий покидать своего «замка из
слоновой кости», будет реагировать тревогой на любое осознание невозможности достичь
одной цели меньшей изоляции, не отказавшись от другой своего «замка из слоновой
кости». Покуда человек не откажется от своей навязчивой веры в возможность управлять
жизнью с помощью одной только силы воли, всякий инсайт, указывающий наложный характер
этой веры, будет вызывать тревогу, создавая у него чувство, что почва, на которой он стоит,
уходит у него из-под ног.
Тревога, порождаемая подобного рода инсайтами, является реакцией человека на
проблески понимания того, что он должен что-то изменить в своей основе, если хочет стать
свободным. Однако особенности, которые должны быть изменены, имеют глубокие корни,
по-прежнему жизненно важны для него как средства, позволяющие ему ладить с самим собой и
с другими. Поэтому он боится изменений, а инсайт вызывает не облегчение, а панику.
Но если в глубине души он чувствует, что о подобном изменении, каким бы необходимым
оно ни было для его освобождения, не может быть и речи, то отреагирует скорее чувством
безнадежности, нежели испугом. В его сознании это чувство часто заглушается глубокой
яростью в отношении аналитика. Ему кажется, что аналитик проявляет бессмысленную
жестокость, приводя его к такому инсайту, с которым он не знает что делать. Эта реакция
вполне понятна, поскольку никто из нас не хочет подвергаться боли и лишениям, если в
|