Navigation bar
  Print document Start Previous page
 6 of 107 
Next page End  

Карен Хорни: «Самоанализ»
6
удовольствие или удовлетворение от жизни в целом? Сказать, что психоанализ будет
содействовать перевоспитанию, — это также двусмысленно, если не ответить на вопрос —
перевоспитанию чего. По-видимому, Фрейд не уделял этому вопросу особого внимания: и в
ранних, и в поздних своих работах он интересовался прежде всего устранением невротических
симптомов; изменения в личности интересовали его лишь постольку, поскольку они
обеспечивали долговременное избавление от симптомов.
Таким образом, цель Фрейда можно сформулировать в виде отрицания: достижение
«свободы от». Однако другие авторы, включая меня, цель психоанализа формулируют
позитивно: освобождая личность от внутренних оков, сделать ее свободной для реализации ее
потенциальных возможностей. Возможно, это звучит лишь как различие в акцентах, но даже
если бы все упиралось исключительно в это, другого акцента достаточно для того, чтобы
полностью изменить побудительные мотивы.
Постановка позитивной цели имеет реальную ценность лишь в том случае, если у
пациента имеется стимул, достаточно сильный, чтобы на него можно было рассчитывать, —
развить имеющиеся способности, реализовать свои потенциальные возможности, серьезно
взяться за разрешение своих проблем несмотря на все испытания, которые ему порой придется
выдерживать; говоря попросту, если у него имеется стимул расти.
Когда проблема ясно сформулирована, становится понятно, что в такой постановке
заключено нечто большее, чем различие в акцентах, поскольку наличие такого желания
Фрейдом категорически отрицалось. Он саркастически замечал, что предполагать такое
желание — разновидность пустого идеализма. Он указывал, что стремление к саморазвитию
проистекает из «нарциссических» желаний, то есть представляет собой склонность к
самовозвеличению и превосходству над другими. Фрейд редко что-либо утверждал
исключительно из любви к теоретическим рассуждениям. Почти всегда это основывалось на
том или ином проницательном наблюдении. В данном случае это наблюдение заключается в
том, что тенденции к самовозвеличению порой являются мощным стимулом в стремлении к
саморазвитию. Чего Фрейд не сумел понять — что этот «нарциссический» элемент является
лишь содействующим фактором. Если проанализировать и отбросить потребность в
самовозвеличении, то останется все же стремление к совершенствованию, которое проявляется
еще ярче и сильнее, чем прежде. «Нарциссические» элементы, хотя и пробуждают стремление
человека к росту, в то же время препятствуют его реализации. Говоря словами пациента:
«'Нарциссический импульс' направлен на развитие фальшивого 'я'». Взращивание этого
фальшивого «я» всегда происходит за счет реального «я», с которым обращаются
пренебрежительно, в лучшем случае как с бедным родственником. По моему опыту, чем более
испаряется фальшивое «я», тем сильнее проявляются интерес к реальному «я», желание
раскрыться, избавившись от внутренней несвободы, и зажить полнокровной жизнью, насколько
это позволяют реальные условия. На мой взгляд, желание развивать свои силы относится к тем
стремлениям, которые бросают вызов будущему психоанализу.
В теоретическом отношении неверие Фрейда в стремление к саморазвитию связано с его
постулатом, что Я — немощный посредник, мечущийся между требованиями инстинктивных
влечений, внешним миром и запрещающим сознанием. Но, как мне кажется, эти две
формулировки целей психоанализа отражают, по существу, различные философские взгляды на
природу человека. Говоря словами Макса Отто: «Глубочайшим источником философии
человека, источником, который формирует и питает ее, является вера или отсутствие веры в
человечество. Если человек питает доверие к людям и верит, что с их помощью достигнет
чего-то значительного, тогда он усвоит взгляды на жизнь и на мир, которые будут
гармонировать с его верой. Отсутствие веры породит соответствующие воззрения». Стоит
упомянуть, что Фрейд в своей книге о толковании сновидений, по крайней мере косвенным
образом — анализируя собственные сновидения, — признал, что в определенной степени
самоанализ возможен. Это особенно интересно с той точки зрения, что всей его философией
возможность самоанализа отрицалась.
Но даже если мы допустим, что имеется достаточный стимул к самоанализу, по-прежнему
остается открытым вопрос, может ли самоанализ быть проделан «дилетантом», у которого нет
нужных знаний, подготовки и опыта. Возможно, меня придирчиво спросят, не полагаю ли я,
Hosted by uCoz