Карен Хорни: «Самоанализ»
65
аналитика в назначенное время, даже если его желание высказаться пропало. Это неудобство
едва ли можно устранить в силу внешних обстоятельств, однако нет никакой веской причины,
чтобы спроецировать его на самоанализ, где эти обстоятельства отсутствуют.
Еще одно возражение по поводу строгой регулярности занятий самоанализом заключается
в том, что этот процесс не должен превратиться в «обязанность». Подразумеваемое под этим
«надо» лишило бы самоанализ спонтанности, самого ценного и необходимого его элемента. Не
будет большого вреда, если человек заставит себя выполнять свои повседневные служебные
обязанности, не имея к тому желания, но безразличие ; в психоанализе сделает анализ
неудовлетворительным и непродуктивным. Такая опасность существует и в профессиональном
анализе, но там она может быть преодолена интересом аналитика к пациенту и самим фактом
совместной работы. В самоанализе не так легко справиться с безразличием, вызванным
необходимостью регулярных занятий, которое вполне может стать причиной прекращения
самоанализа.
Поэтому регулярность в самоанализе не самоцель, а скорее средство, которое служит
двум целям сохранению непрерывности и преодолению сопротивлений. Сопротивления
пациента не устраняются тем, что он является в назначенное время в приемную аналитика; его
приход просто дает возможность аналитику помочь пациенту понять действующие факторы.
Строгая пунктуальность также не является гарантией того, что пациент не будет перескакивать
с одной проблемы на другую, достигая лишь фрагментарных инсайтов; его пунктуальность
гарантирует лишь непрерывность работы в целом. В самоанализе эти требования также важны,
и в следующей главе мы обсудим, как их можно разумно исполнить. Здесь же важно отметить
лишь то, что они не требуют жесткого расписания «встреч с собой». Если из-за некоторой
нерегулярности в работе человек уклонится от рассмотрения проблемы, со временем она сама к
нему вернется. И даже в ущерб времени будет мудрее оставить ее в стороне, пока сам человек
не почувствует, что хочет к ней обратиться. Самоанализ должен оставаться другом, на которого
можно положиться, а не школьным учителем, заставляющим нас каждый день получать
хорошие отметки. Излишне говорить, что это возражение против принудительной регулярности
не подразумевает несерьезного отношения к делу. Подобно тому, как надо поддерживать
дружбу, если мы хотим, чтобы она была важным фактором в нашей жизни, так и аналитическая
работа над собой принесет плоды только в том случае, если мы относимся к ней серьезно.
Наконец, независимо от того, как человек воспринимает самоанализ как метод,
помогающий саморазвитию, или как быстродействующее средство от всех бед, от его
решимости последовательно заниматься этой работой до конца своих дней нет никакой пользы.
У него будут периоды интенсивной рабо-ты над проблемой, подобные тем, что описаны в
следующей главе. Но у него будут и другие периоды, когда аналитическая работа над собой
отойдет на задний план. Он по-прежнему будет Исследовать ту или иную поразившую его
реакцию и пытаться понять ее, продолжая тем самым процесс самопознания, но с заметно
меньшей интенсивностью. Возможно, он будет поглощен личной работой или коллективной
деятельностью, вовлечен в борьбу с внешними трудностями, сосредоточен на налаживании тех
или иных взаимоотношений; он может быть просто меньше обеспокоен своими
психологическими проблемами. В такие периоды сам процесс жизни является более важным,
чем анализ, и он вносит свой вклад в развитие человека.
Техника самоанализа не отличается от техники работы с аналитиком, она представляет
собой метод свободных ассоциаций. Эта процедура подробно изложена в 4-й главе, а некоторые
ее аспекты, имеющие более конкретное отношение к самоанализу, будут дополнительно
рассмотрены в главе 9. Работая с аналитиком, пациент сообщает ему все, что приходит в
голову; работая же самостоятельно, он начинает с того, что просто регистрирует свои
ассоциации. Регистрирует ли он их просто в уме или записывает вопрос индивидуального
предпочтения. Одни люди могут лучше сосредоточиться, когда записывают, другие считают,
что при письме их внимание рассеивается. В примере, подробно изложенном в 8-й главе, одни
цепочки ассоциаций были записаны, другие же вначале были просто отмечены, а
зафиксированы на бумаге лишь спустя какое-то время.
Без сомнения, в записи ассоциаций есть определенные преимущества. Во-первых, чуть ли
не каждый может обнаружить, что его мысли не так легко уходят в сторону, если он взял за
|