общему руководству и единым правилам. С другой стороны, хоть и в малой
степени, перепись населения вторгается в повседневную жизнь миллионов
людей, которым это вторжение вовсе не доставляет удовольствия, а,
напротив, может вызывать разные опасения. Тем не менее без их соучастия
перепись населения не может состояться. Поэтому для того, чтобы вновь и
вновь повторялась процедура переписи и все участники ее играли свои роли,
нужна какая-то правовая основа. Во многих странах существуют законы,
регулирующие проведение переписей населения. Так, в США в
Конституции страны (статья 1, раздел 2) говорится: «Всеобщее исчисление
населения будет произведено в течение трех лет после первой сессии
Конгресса Соединенных Штатов, а затем через каждые десять лет в порядке,
установленном законом». Это было записано перед первой переписью
населения США и с тех пор неукоснительно соблюдалось. В
Великобритании закон о периодичности переписей населения был принят в
1920 г., в Германии в 1985 г.
В нашей стране правовой базой для проведения переписей населения
служат постановления правительства, специально принимаемые по
представлению статистических органов за некоторое время перед каждой
переписью, иногда за несколько лет, иногда месяцев. Первая всеобщая
перепись населения Российской Империи 1897 г. проводилась на основании
Постановления Государственного Совета, утвержденного царем 5 июня 1895
г. Всероссийская перепись населения 1920 г. производилась на основании
Постановления 1-й Сессии Всероссийского Центрального Исполнительного
Комитета (27 февраля 1920 г.) и Совета Народных Комиссаров от 22
апреля 1920 г. «О проведении Всероссийских переписей демографическо-
профессиональной, сельскохозяйственной и промышленной». Всесоюзная
перепись 1926 г. проводилась по Постановлению ЦИК и СНК СССР от 3
сентября 1926 г. (т.е. принятому всего за 4 месяца до начала проведения
переписи, когда, конечно же, вся подготовка к ней была близка к
завершению). Постановление Совета Министров СССР ¹ 305 «О
проведении в 1969 г. Всесоюзной переписи населения» было принято 22
апреля 1966 г., а Постановление Совета Министров СССР ¹ 244 о
перенесении срока проведения Всесоюзной переписи населения на январь
1970 г. было принято 24 марта 1967 г., т.е. уже на следующий год после
предыдущего постановления и почти за два года до переписи 1969 г., если
бы она не была перенесена (так что вызывает сомнение объяснение, будто
перепись была перенесена с 1969 на 1970 г. якобы потому, что к ней не
успели подготовить машины, или что-то в этом роде. Тут, похоже, виноваты
другие причины, которые до сих пор не раскрыты).
История наших переписей и правительственных декретов об их
проведении показывает, что разовые декреты база ненадежная, особенно
в нашей кипучей стране. Их могут принять в любое время, но также в любое
время и отменить (или изменить). Нужен Закон, лучше всего статья
Конституции. Перепись населения по своему государственному значению
того заслуживает.
В преамбуле каждого очередного правительственного постановления о
предстоящей переписи ее необходимость обычно представляется как некая
кампания, для которой именно в данное время созрели исключительные
причины (начало или окончание пятилетки, принятие новой Конституции,
завершение этапа исторического развития или что-либо в том же роде). У
|