о ее праве на самостоятельное существование среди других общественных
наук. Во второй же половине XIX в. возобладал взгляд на демографию как
на синоним статистики либо как на раздел статистики (статистики
населения). В немалой степени причиной этого было, как представляется,
быстрое становление статистики как самостоятельной и универсальной
науки,
охватывающей своими методами все области общественного бытия
(особенно после начала проведения регулярных переписей населения в
промышленно развитых странах), и возрастание спроса на статистические
данные о населении в связи с развитием капиталистического рынка. В
дальнейшем становление демографии как науки происходило в двух
направлениях. С одной стороны, ее предмет постепенно сужался, точнее,
конкретизировался, с другой расширялся круг, воздействующих на этот
предмет факторов, которые демография включала в поле своего
рассмотрения. Все-таки, очевидно, «изучение коллективной жизни», как
утверждал Ж. Бертийон и не он один, это чрезвычайно широкая область,
обнимающая фактически всю общественную жизнь. Одной науке охватить
всю общественную жизнь просто не под силу. Поэтому именно по мере
развития демографии ее предмет сужался. Постепенно из него исключались
вопросы экономики, воспитания и образования, социальной структуры и
мобильности, здоровья населения, морали и пр., на самом деле
составлявшие предмет исследования для других наук: политической
экономии, социологии, педагогики, этнографии, медицины и др. В конце
концов к середине 1960-х гг. большинство специалистов стали ограничивать
предмет демографии вопросами так называемого естественного движения
населения. Движение населения здесь понимается не в физическом, а в
более общем виде, как изменение. Различают два вида движения населения:
естественное и механическое (миграционное). Второй из двух названных
видов движения (изменения) населения специалисты предпочитают в
последние годы называть миграционным движением (это перемещение
населения по территории) или еще проще миграцией населения.
Естественное движение населения это непрерывное изменение
численности и структуры населения в результате рождений, смертей, браков
и разводов. В естественное движение населения включаются также и
изменения половозрастной структуры населения ввиду тесной взаимосвязи
ее изменений со всеми демографическими процессами. Слово
«естественное» в приложении к таким явлениям, как рождения, смерти,
браки, разводы, осталось нам в наследство от статистики прошлого века,
когда они понимались именно как тесно связанные с биологической
природой человека, как в основном природные, биологические. Подобный
взгляд на рождения, смерти, браки и разводы как на явления биологические
в своей основе еще далеко не изжит, особенно среди ученых, занятых в
естественных науках. Рассуждая о демографических тенденциях в мире,
большинство естественников (а они, к сожалению, слишком часто берутся
обсуждать проблемы роста населения без предварительного приобретения
необходимых для этого познаний в демографии) трактуют эти процессы
почти исключительно как биологические, не проводя различия между
человеческим обществом и сообществом животных или даже насекомых.
Конечно же, люди имеют биологическую конституцию, которая играет
большую роль в их поведении и организации общественной жизни. В то же
время люди живут в обществе, в культуре, т.е. в системе социальных норм,
|