информации и традиций. Все процессы в человеческом обществе, конечно
же, двойственны, диалектичны, биологическая природа человека
опосредована социальными условиями, в которых человек живет и
действует. И любое отдельное явление, любой процесс, в котором участвуют
люди, имеет социально-биологическую структуру, в которой, однако, чаще
всего социальная, культурная сторона преобладает над биологической.
Иначе говоря, мы живем в большой степени в искусственной среде,
созданной и создаваемой (и разрушаемой) самим человечеством
(населением), именуемой культурой, которая оказывает решающее влияние
на все поведение, деятельность людей, зачастую даже подавляя их
биологическую природу.
Еще относительно недавно, лет 20 назад, в учебниках по демографии
иногда предлагалось следующее разрешение противоречия между
биологической и социальной сторонами демографических процессов.
Утверждалось, что каждое отдельное демографическое событие, к примеру
рождение человека или его смерть, событие биологическое, случайное,
но совокупность таких событий становится уже явлением социальным,
закономерным. С таким пониманием нельзя согласиться. К примеру,
рождение ребенка, роды акт физиологии. Но не только физиологии.
Каждое такое событие происходит в разных общественных условиях и
различается в зависимости от того, к примеру, происходит ли оно с участием
врача (и в зависимости от квалификации врача), в родильном доме (и в
хорошем при этом) или вне его. Имеет значение (для успеха родов),
желанный это ребенок или нет (т.е. фактор психологический). Каждое
рождение стоит определенных финансовых затрат, а это уже фактор
экономический, и т. д. Таким образом, каждое отдельное рождение человека
событие многоплановое имеющее аспекты как биологические, так и
экономические, социологические, психологические, медицинские,
этнографические и многие другие. Смерть тоже акт физиологический, но
не только. Все люди смертны, но продолжительность жизни существенно
зависит от многих условий и обстоятельств в основном социального
характера. То же относится и к любому другому демографическому
событию. Социальные и биологические факторы тесно сплетены в каждом
отдельном человеке, в каждом его поступке. Другое дело, что
закономерности любых процессов проявляются лишь в массе случаев,
причем не в любой массе, а сгруппированной по однородным
характеристикам, по определенным правилам, т.е. в массе фактов
статистических.
Признавая ведущую роль социальных факторов в демографических
процессах, некоторые специалисты на этом основании высказываются
против термина «естественное» в применении его к демографическим
процессам, предлагают заменить его другим термином, более «социальным»
по внешнему виду, или, по крайней мере, брать это слово в кавычки. Но
пока такой замены не найдено. Думается, она и не нужна. И кавычки не
нужны. Конечно, термин «естественное» в применении к движению
населения является в значительной степени условным. Но такова судьба
многих терминов (если не большинства). В данном случае условность (если
помним о ней) не создает никаких терминологических трудностей.
Итак, население непрерывно изменяется, находится в движении. Люди
рождаются, умирают, вступают в брак или разводятся, меняют профессию,
|