Надежда научилась изменять свой прошлый опыт. Но ее проблема все же относится к будущему. В
будущем, начиная любое дело, она хочет быть эффективнее. Поэтому берется ситуация из будущего и
Надежда обучает себя новому варианту поведения в еще предстоящих событиях.
Вот что из этого получилось. Приведем фрагмент диалога через два дня после описанных ранее
изменений.
Ведущий: Вы чем-то хотите с нами поделиться, Надежда?
Надежда: Да. Я собираюсь рассказать о результате нашей с вами работы два дня назад.
Ведущий: Расскажите.
Надежда: Интересно то, что я взялась за дело раньше, чем предполагала. Я собиралась этим
заняться по окончании семинара. После нашей работы с образами решила использовать те несколько
часов вечером, которые были свободны. Еще я осознала, оказывается, откладывание «на потом» многих
дел вызвано моим нежеланием ощутить трудности начала.
Ведущий: И что же вы испытали в этот раз?
Надежда: Я получила удовольствие от работы сделать еще что-то новое.
Реальная практика, конечно, лучший способ проверки эффективности производимых изменений.
Надежда обучилась новому способу реагирования в ситуации начала. У нее появился выбор, правда,
выбор этот довольно невелик. Но его можно расширить. В разных жизненных ситуациях человеку
бывает нужна разная степень сомнения и разная степень решимости. Если вы будете иметь десяток
вариантов реагирования в какой-то ситуации, то ваше поведение становится достаточно гибким. Вам
легче в этом случае найти эффективное решение, чем если вы владеете всего одним или двумя
способами поведения.
Последний короткий фрагмент диалога обнажает еще один очень интересный результат
произведенных изменений. Надежда раньше, чем предполагала, сделала намечаемую работу и «горит»
желанием «сделать еще что-то». Это означает, что у нее довольно резко поднялась мотивация
достижения и уровень общей активности. Видно и осознание Надеждой фактора, сдерживающего ее
активность. Нежелание ощутить трудности начала делало ее менее активной, чем того хотелось.
Прежде чем по шагам описать процедуры изменения, рассмотренные выше, хотелось бы сказать
еще о следующем. В обоих примерах перемена происходила на основе зрительных образов. Однако,
образ ситуации может содержать в себе еще и звуки (Сергей слышал голос бабушки). Образ может
включать ощущения прикосновения, давления, покалывания, напряжения или расслабления мышц тела
и т. д. Человек, вспоминая о чем-то, может, например, сказать, что тогда пахло яблоками, а воздух был
наполнен свежестью недавно закончившейся грозы.
Все эти различия важно учесть, осуществляя изменения. Если в одной ситуации были звуки, а в
другой нет, это значимая разница. Если в одном случае звук был громким, а в другом тихим, то это
тоже необходимо учитывать. Таких различий существует очень много. Сюда относится разница в
обонятельных ощущениях, вкусовых, тактильных ощущениях, связанных с движением тела. Собирая
информацию о различии двух состояний человека (например, приятного и неприятного), имеет смысл
учесть все, что вы заметили.
В заключение этой главы приведем пошаговое описание процедуры изменения.
Работа с беспокоящим воспоминанием.
1. Создайте образ беспокоящего вас воспоминания. Хочу сразу предупредить, что легче всего
работать со зрительным аспектом психического образа. Слуховой, тактильный, обонятельный аспекты
образа обычно менее доступны для человека при воспоминании. Затем как бы «отложите» данный образ
в сторону и приступайте ко второму шагу процедуры.
2. Найдите ситуацию, в которой переживание событий вас вполне устраивает. Создайте образ
этой ситуации. Переживание может быть разным, например, безразличие, любопытство, радость,
удивление, грусть и т. д. Главное, чтобы оно вас действительно устраивало. По содержанию ситуация
второго шага может быть в чем-то аналогична ситуации шага первого. Но это необязательное условие.
3. Сравните параметры первого и второго образов. Найдите разницу. Речь идет о
характеристиках образа, не о различии в содержании.
4. Воспроизведите образ беспокоящего вас воспоминания и измените его характеристики так,
|