посмотрите на все происходящее своими собственными глазами. Разглядите, что находилось вокруг вас,
когда вы были счастливы и ваши чувства снова вернутся к вам во всей полноте и многообразии.
Иногда люди говорят, что «воспоминания нахлынули на них и вновь довелось ощутить все, что
было давным-давно». Часто такого рода переживания есть результат процесса ассоциации с
воспоминанием какого-либо прошлого события. В данном случае это следствие некоторого
неконтролируемого внутреннего процесса нашей психики. Однако, человек может произвольно
вызывать описанное состояние.
Каждый из нас испытывал разочарование в близких или просто знакомых людях. Довольно часто
приходится слышать высказывания типа: «Надо же, я считал его хорошим человеком, а он оказался
совсем не таким». Обычно, далее следует перечень эпитетов обозначающих те или иные негативные
стороны человеческой натуры. Вспомните, как резко меняется в этой ситуации ваш взгляд на
существующие взаимоотношения. Это важный личный опыт. Он блестяще иллюстрирует разницу
между диссоциированным и ассоциированным восприятием одного и того же события.
Человек бывает разным. Он совершает много поступков. Одни из них нам нравятся, другие
нет. Если вы будете ассоциированы во всех ситуациях, когда он делал то, что вам нравится и
диссоциируетесь от всех ситуаций, где он был «не на высоте», с вашей точки зрения, то рядом с собой
обнаружите «хорошего парня», или «замечательную подругу». Если же сделаете прямо
противоположное, то окажетесь в компании «отвратительного типа».
Многие люди проделывают подобного рода преобразования со своим восприятием окружающих.
Обычно, такие изменения связаны с каким-то значительным событием в жизни. Так, например, супруги
после развода часто диссоциируются от всего хорошего, что у них было в совместной жизни и
ассоциируются со всем плохим и неприятным. Вот и готово воспоминание о муже или жене
«испортившим» столько лет жизни.
В ситуации развода описанные преобразования могут выполнять конструктивную роль. Они
позволяют смягчить последствия психологической травмы, связанной с произошедшим событием,
избежать ощущения «жизненного краха» или разочарования в людях вообще. Но куда печальнее, когда
подобное изменение происходит после свадьбы или, например, начала совместного с кем-то дела. Вряд
ли в этом случае супружество будет счастливым, а деловое сотрудничество успешным.
Как-то на консультацию пришла мама по поводу своего сына. Она считала его неудачником и
долго перечисляла все неприятности, которые произошли с ее мальчиком. Мы стали выяснять, как она
пришла к такому неутешительному выводу о своем ребенке. Оказалось, что мама была ассоциирована
при воспоминании о любых неудачах сына, и имела полный доступ ко всем неприятным
переживаниям, возникающим в этих случаях. Когда же происходили события, связанные с успехами ее
мальчика, она видела все с точки зрения стороннего наблюдателя. Другими словами, она была
диссоциирована при восприятии данных событий, что не позволяло во всей полноте ощутить радость
от происходившего.
При встрече с мальчиком выяснилось, что он тоже считает себя неудачником. Кроме того, маме
удалось не просто передать сыну свой взгляд на положение дел, но она еще и транслировала ему свою
стратегию сортировки удачных и неудачных жизненных событий. Мальчик диссоциировался от всех
ситуаций, в которых он был эффективен и достигал успеха, и ассоциировался с ситуациями своей
жизни, в которых он терпел неудачу. Причем сын владел стратегией даже лучше, чем мама. Он мог
диссоциироваться прямо в момент протекания события. Например, когда он хорошо отвечал у доски в
школе, то воспринимал все происходящее с того места за партой, где обычно сидел. Он как бы наблюдал
за собой, отвечающим у доски. Если же удачный ответ был с места, то он смотрел на себя глазами
учителя, т.е. с той точки пространства, где находился учитель. Когда ответ был неудачным, то
диссоциации не возникало, и мальчик в полной мере испытывал все неприятные переживания,
связанные с данной ситуацией.
Мама и сын владели всего одним способом сортировки данного аспекта своего субъективного
опыта. Потратив немного времени, они обучились другому способу. Они вспомнили все неудачи сына и
диссоциировались в своих воспоминаниях от этих событий. Научились смотреть на них с точки зрения
стороннего наблюдателя. Затем они перебрали ситуации, в которых сын был эффективен, добивался
успеха, и ассоциировались с ними в своих воспоминаниях. В результате они получили доступ к
|