Navigation bar
  Print document Start Previous page
 19 of 91 
Next page End  

посмотрите на все происходящее своими собственными глазами. Разглядите, что находилось вокруг вас,
когда вы были счастливы и ваши чувства снова вернутся к вам во всей полноте и многообразии.
Иногда люди говорят, что «воспоминания нахлынули на них и вновь довелось ощутить все, что
было давным-давно». Часто такого рода переживания есть результат процесса ассоциации с
воспоминанием какого-либо прошлого события. В данном случае — это следствие некоторого
неконтролируемого внутреннего процесса нашей психики. Однако, человек может произвольно
вызывать описанное состояние.
Каждый из нас испытывал разочарование в близких или просто знакомых людях. Довольно часто
приходится слышать высказывания типа: «Надо же, я считал его хорошим человеком, а он оказался
совсем не таким». Обычно, далее следует перечень эпитетов обозначающих те или иные негативные
стороны человеческой натуры. Вспомните, как резко меняется в этой ситуации ваш взгляд на
существующие взаимоотношения. Это важный личный опыт. Он блестяще иллюстрирует разницу
между диссоциированным и ассоциированным восприятием одного и того же события.
Человек бывает разным. Он совершает много поступков. Одни из них нам нравятся, другие —
нет. Если вы будете ассоциированы во всех ситуациях, когда он делал то, что вам нравится и
диссоциируетесь от всех ситуаций, где он был «не на высоте», с вашей точки зрения, то рядом с собой
обнаружите «хорошего парня», или «замечательную подругу». Если же сделаете прямо
противоположное, то окажетесь в компании «отвратительного типа».
Многие люди проделывают подобного рода преобразования со своим восприятием окружающих.
Обычно, такие изменения связаны с каким-то значительным событием в жизни. Так, например, супруги
после развода часто диссоциируются от всего хорошего, что у них было в совместной жизни и
ассоциируются со всем плохим и неприятным. Вот и готово воспоминание о муже или жене
«испортившим» столько лет жизни.
В ситуации развода описанные преобразования могут выполнять конструктивную роль. Они
позволяют смягчить последствия психологической травмы, связанной с произошедшим событием,
избежать ощущения «жизненного краха» или разочарования в людях вообще. Но куда печальнее, когда
подобное изменение происходит после свадьбы или, например, начала совместного с кем-то дела. Вряд
ли в этом случае супружество будет счастливым, а деловое сотрудничество — успешным.
Как-то на консультацию пришла мама по поводу своего сына. Она считала его неудачником и
долго перечисляла все неприятности, которые произошли с ее мальчиком. Мы стали выяснять, как она
пришла к такому неутешительному выводу о своем ребенке. Оказалось, что мама была ассоциирована
при воспоминании о любых неудачах сына, и имела полный доступ ко всем неприятным
переживаниям, возникающим в этих случаях. Когда же происходили события, связанные с успехами ее
мальчика, она видела все с точки зрения стороннего наблюдателя. Другими словами, она была
диссоциирована при восприятии данных событий, что не позволяло во всей полноте ощутить радость
от происходившего.
При встрече с мальчиком выяснилось, что он тоже считает себя неудачником. Кроме того, маме
удалось не просто передать сыну свой взгляд на положение дел, но она еще и транслировала ему свою
стратегию сортировки удачных и неудачных жизненных событий. Мальчик диссоциировался от всех
ситуаций, в которых он был эффективен и достигал успеха, и ассоциировался с ситуациями своей
жизни, в которых он терпел неудачу. Причем сын владел стратегией даже лучше, чем мама. Он мог
диссоциироваться прямо в момент протекания события. Например, когда он хорошо отвечал у доски в
школе, то воспринимал все происходящее с того места за партой, где обычно сидел. Он как бы наблюдал
за собой, отвечающим у доски. Если же удачный ответ был с места, то он смотрел на себя глазами
учителя, т.е. с той точки пространства, где находился учитель. Когда ответ был неудачным, то
диссоциации не возникало, и мальчик в полной мере испытывал все неприятные переживания,
связанные с данной ситуацией.
Мама и сын владели всего одним способом сортировки данного аспекта своего субъективного
опыта. Потратив немного времени, они обучились другому способу. Они вспомнили все неудачи сына и
диссоциировались в своих воспоминаниях от этих событий. Научились смотреть на них с точки зрения
стороннего наблюдателя. Затем они перебрали ситуации, в которых сын был эффективен, добивался
успеха, и ассоциировались с ними в своих воспоминаниях. В результате они получили доступ к
Hosted by uCoz