Navigation bar
  Print document Start Previous page
 29 of 91 
Next page End  

состояний. Это говорит о том, что объединение действительно произошло. Ирина, переживая событие,
определяет для себя хватает ли ей данного ресурса.
Дело в том, что якорь можно, как образно говорится, «накачать». Для этого человек находит в
своем субъективном опыте еще одно ресурсное состояние. С помощью уже описанной процедуры это
состояние объединяется с негативным состоянием. В результате человек имеет уже два ресурса,
сталкиваясь с беспокоящим его событием. Если этого недостаточно, то мощно найти третий ресурс. Все
это делается до тех пор пока сила общего позитивного ресурса не станет адекватна силе тревожащего
человека состояния.
Применяя данную процедуру важно помнить следующее. Если позитивное состояние по своей
силе значительно превосходит негативное, то последнее в результате их объединения будет
существенно подавлено. Доступ человека к поведению, связанному с беспокоящими переживаниями,
становится значительно затруднен. Но любое поведение, каким бы деструктивным оно не казалось на
первый взгляд, имеет определенный смысл для личности. В какой-то ситуации данный способ
реагирования может оказаться единственно адекватным.
Например, можно устранить чрезмерный страх человека перед прогулкой по вечерним улицам
города. Однако, полное нивелирование чувства опасности в ночном городе нецелесообразно. Имеет
смысл испытать беспокойство и пройти мимо темного переулка, хотя так и ближе к дому. Иначе
экономя минуты, можно потерять значительно больше. Человек, имеющий выбор, найдет в конкретной
ситуации наилучший вариант поведения. Человек не имеющий выбора будет действовать стереотипно,
как робот воспроизводя единственный способ реагирования, которым он владеет.
Убедившись, что Ирине ресурса достаточно, ведущий приступает к завершающему шагу
процедуры. Как уже отмечалось, проблема человека не в том, что он, например, не может быть смелым
и решительным в какой-то ситуации. Проблема в том, что он таковым в этой ситуации не является.
Человек, допустим, бывает смелым и
решительным в своей профессиональной деятельности, защищая
интересы близких и друзей. У него есть необходимый ресурс, нужные качества. Задача изменения
состоит в том, чтобы сделать этот ресурс доступным в какой-то вполне конкретной ситуации. Ну,
например, в общении с лицами противоположного пола.
Проблемное поведение запускается обычно некоторым набором стимулов, реже одним стимулом.
Однажды, на консультацию пришла семья с мальчиком пяти лет. Родители жаловались на возникающие
у сына время от времени «периоды буйства», как они выражались. Вдруг ни с того ни с сего тихо
игравший ребенок начинал бегать по квартире как «заведенный». Во время консультации сын сидел
спокойно, рассматривал картинки детской книжки. Неожиданно, он вскочил, бросил книжку и начал
прыгать на месте. Комната была у нас небольшая и особенно бегать было негде. Родители с
беспокойством и некоторым удовлетворением указали мне на его поведение. Вот, мол, смотрите как оно
бывает.
Поведение мальчика, действительно, выглядело оригинальным. Я стал наблюдать за ребенком и
родителями, дожидаясь следующего всплеска его активности. Вскоре все повторилось. Возбуждение
мальчика начиналось после того как отец во время разговора непроизвольно щелкал пальцами. Это одна
из его привычек. Через некоторое время после того как мальчик успокоился я попросил папу щелкнуть
пальцами. Реакция сына повторилась. Для большей убедительности родители еще раз все это
проделали.
Чем можно помочь в данной ситуации стало понятно без особых объяснений. Этот пример
показывает, что часто бывает значительно проще найти и исключить воздействие стимула,
вызывающего беспокоящее поведение, чем изменить само поведение.
Интересно было узнать в чем причина подобной реакции мальчика на щелчок пальцами. Папа
выдвинул достаточно убедительное объяснение. Летом, во время отдыха на даче, они с сыном смотрели
по телевизору легкоатлетические соревнования. После чего решили заняться спортом. Поскольку
прыгать с шестом было затруднительно, да и не безопасно они занялись бегом на короткие дистанции.
Стартовый же пистолет заменяли папины щелчки пальцами. После отпуска через короткое время папа
заболел и почти месяц пролежал в больнице. Теплое лето кончилось, началась осень. Сын тосковал и о
папе, и о веселых играх на даче. А вскоре, после того как отец вышел из больницы, проявилось странное
поведение мальчика. Вероятно, эмоциональные переживания сына, его воспоминания о веселой игре
Hosted by uCoz