постоянно поддерживали в рабочем состоянии и «накачивали» якорь щелчок пальцами.
Существует множество подобных якорей в нашей жизни. Как часто вдруг меняется настроение, а
чем это вызвано остается загадкой. Если быть внимательными, то можно обнаружить какой-нибудь
повторяющийся стимул хорошо «накачанный» якорь. Он то и манипулирует нашим настроением.
Завершающий шаг процедуры как раз и состоит в обнаружении тех стимулов, которые вызывают
весь комплекс негативных переживаний в ситуации. С полным правом этот последний штрих в
изменении человека можно назвать присоединением к будущему. Речь идет о присоединении
ресурсного состояния к беспокоящей Ирину ситуации в случае ее возникновения в будущем.
Неприятное воспоминание содержит в себе определенный набор стимулов. Сталкиваясь с ними
в своей повседневной жизни, Ирина получает доступ к соответствующим негативным состояниям.
Данные стимулы фактически являются якорными, условно-рефлекторными раздражителями,
вызывающими нежелательные переживания. Задача состоит в том, чтобы на все эти негативные
стимулы якоря буквально «повесить» ресурсные якоря.
Например, у Ирины воспоминание неприятной ситуации вызывает определенное расположение
предметов,
их цвет и «короткий, хлопающий звук». Все перечисленное «загоняет» ее в состояние, где
она ощущает себя дискомфортно.
Ведущий просит Ирину представить ситуацию из ближайшего будущего, когда она вновь может
столкнуться с подобными стимулами. И как только Ирина находит соответствующее событие и начинает
его переживать, он касается ресурсного якоря, т. е. правого запястья руки. В этот момент раздражители,
вызывающие негативное состояние, объединяются с определенным внутренним ресурсным процессом.
И теперь эти же стимулы становятся якорями позитивного, ресурсного состояния. То, что раньше
вызывало деструктивную реакцию начинает одновременно вызывать к жизни некоторые
конструктивные психические процессы, которые позволяют человеку стать эффективным в сложной для
него ситуации.
Присоединение к будущему не заканчивается на одном возможном событии ближайшего
времени. Ирина находит еще несколько аналогичных ситуаций, продвигаясь все дальше вперед по
линии своей жизни. И последний штрих это быстрое мысленное движение на десятилетия в будущее.
Важно подчеркнуть, в будущее идет человек, обладающий необходимым ресурсом. Ведущий удерживает
соответствующий якорь, стабилизируя состояние Ирины.
В ходе изменения у человека порой возникают разного рода затруднения. Например, иногда
людям не удается сразу найти необходимое ресурсное состояние. Человек вполне искренне говорит, что
не знает какие качества помогли бы ему справиться с ситуацией. Можно в этом случае задать такой
вопрос: «Вам знаком кто-нибудь, кто обладает всем необходимым, чтобы решить проблему?». Либо
спросить: «А кто из ваших знакомых справился бы с ситуацией?».
Если такой прототип находится, то можно задать еще ряд «наводящих» вопросов, которые
позволят человеку получать доступ к ресурсному состоянию. Спросить: «А как выглядит ваш знакомый?
Как звучит его голос? Как он двигается? А как он ощущает себя? А как бы вы чувствовали себя, обладая
теми же качествами?» Задавая подобные вопросы, мы помогаем человеку пережить свой успех в
сложной для него ситуации. Это переживание собственно и становится его ресурсом. Как только
появилась реакция, как только вы заметили, что человек получил доступ к позитивному переживанию,
тут же можно ставить якорь.
Иногда, хороший эффект в случае затруднения дает такой вопрос: «А если бы вы знали какой
ресурс необходим, то чтобы это было?». Подобная конструкция предложения позволяет обойти барьер
недоверия человека к своему внутреннему опыту. Пока сознание распутывает логическую несуразность
вопроса, люди успевают получить некий ответ. Ответом может быть зрительный образ, переживание,
какая-то мысль, неожиданно пришедшая в голову.
Подобные вопросы это своеобразная игра с сознанием, главным цензором человека. Очень
часто люди знают, что и как можно сделать, но сознание, строго придерживаясь своей роли на сцене
нашей внутренней трагикомедии, заставляет в сотый раз проверять и перепроверять ответ.
Интересно бывает наблюдать работу этого механизма в процессе обучения чему-либо. Например,
ученики младших классов, осваивающие устный счет. Когда ребенок говорит, что не знает сколько
получится, то на вопрос а если бы ты знал каков был бы ответ? часто называется верная цифра.
|