поместите картину проблемной ситуации. За ней на заднем плане разместите изображение природного
явления. Оба образа находятся на одной линии прямо перед вами. Теперь просмотрите от начала до
конца, как развиваются события в проблемной ситуации. Все это происходит на фоне природного
явления...
Судя по вашему внешнему виду, вы закончили. (Обращается к аудитории.) Вот собственно и вся
процедура. В заключение можно попросить Алексея мысленно вернуться в беспокоящую его ситуацию.
Это проверка: насколько радикально изменилось его восприятие событий и соответствующие
переживания. А основная проверка произойдет в жизни, как только он столкнется вновь с аналогичной
ситуацией.
Еще важно отметить, что в данном варианте процедура используется лишь применительно к
ситуациям, не связанным с сильными негативными переживаниями. Для последних случаев существует
множество других, более щадящих способов. Кстати и данную психотехнологию можно сделать более
мягкой. Для этого человека на первом шаге просят диссоциироваться от проблемной ситуации. В таком
случае он просматривает все события с точки зрения стороннего наблюдателя, теряя прямой доступ к
беспокоящим переживаниям.
Ведущий: Алексей, мысленно вернитесь в вашу проблемную ситуацию. Как вы там себя
чувствуете теперь?
Алексей: Я уже все сделал, пока вы говорили. Мои переживания существенно изменились в
лучшую сторону.
Ведущий: Алексей, вы можете рассказать нам содержание того с чем работали. Конечно, если вы
считаете это приемлемым...
Алексей: Да, могу. Мой ребенок пошел в этом году в школу. Когда я помогаю ему делать уроки,
то порой возникает легкое раздражение. Он все делает медленно, пишет коряво, ну и так далее. Иногда я
даже начинаю упрекать его. Правда, быстро останавливаюсь. Хотелось бы стать спокойным в подобных
ситуациях.
В качестве образа природного явления я выбрал водную гладь озера. Она абсолютно спокойна.
Это хорошо видно по лунной дорожке. Никакой ряби. Образ навеян почему-то вспомнившимся мне то
ли китайским, то ли японским четверостишьем:
Тени бамбука пляшут на ступеньках лестницы,
Но пыль не поднимается в воздух;
Лунный свет погружается в глубины озера,
Но вода остается невозмутимой.
После всего сделанного, когда я снова мысленно вернулся в проблемную ситуацию, мои
ощущения здорово изменились. Как лунный свет не тревожит водной глади, так и приготовление
уроков совершенно не колеблет моего внутреннего равновесия. Интересное переживание словами не
трудно описать.
Ведущий: Спасибо, Алексей, за рассказ. (Обращается к аудитории). То, что сделал Алексей,
помогает избавиться от раздражения по отношению к любимому человеку. Например, если вас
раздражает начальник или какие-то действия близких людей, проделайте процедуру, и ваши
переживания перестанут доставлять неудобства. А главное, в спокойном состоянии повышается
эффективность и общения, и деятельности.
Дадим пошаговое описание рассмотренной процедуры изменения.
1. Воссоздать зрительный образ ситуации, связанной с малоэффективным поведением.
Напомним, что в образе могут присутствовать не только элементы зрительной модальности, но и звуки,
вкусовые и обонятельные ощущения, тактильные и т. д.
2. Найти природное явление, которое обладает необходимым для человека качеством. Имеется в
виду качество, позволяющее стать эффективным в проблемной ситуации. В нашем примере Алексею не
хватало спокойствия, уравновешенности при общении с ребенком. Образом же природного явления, где
это качество ярко выражено, для него стала тихая гладь водной поверхности озера.
|