интересные особенности. Я заметила, что на ряд однотипных поведенческих реакций партнера по
общению у меня возникает вполне определенное повторяющееся переживание. Мой собственный
способ понимания никогда не позволял обнаружить такого рода связи. Я чувствую, что сделала какое-то
открытие для себя.
Ведущий: Галина, вы можете пользоваться новым способом понимания так же эффективно, как и
старым. Вы им уже владеете. Ваши переживания лучшее подтверждение тому.
А теперь, Оля, давайте проделаем процедуру с вами. Воссоздайте свою картину понимания
межличностной ситуации. Отодвиньте ее на расстояние два метра, одновременно изображение
становится вытянутым в длину. Фон сохраняется. Ваше движение в картине прекращается, она
становится статичной.
Затем данный образ приблизьте на расстояние вытянутой руки. Изображение занимает все
видимое пространство, фон исчезает. В картине появляется движение. Оля, сделайте как бы шаг из
ситуации и посмотрите на все происходящее с точки зрения стороннего наблюдателя. Диссоциируйтесь
от протекающих событий. Вы видите себя в ситуации. Вы зритель, а не участник.
Переживите новый способ понимания. Как только ваше переживание закончится расскажите нам
о своих впечатлениях...
Оля: Вы знаете, мне диссоциация позволила увидеть один важный момент в своем поведении.
Я «прокрутила» ситуацию недавнего конфликта с коллегой по работе и обнаружила, какой мой поступок
«запустил» весь конфликт. До этого я понимала, в чем причина, но вот своеобразного «пускового»
механизма не видела. Было впечатление, что коллега специально воспользовался причиной для
конфронтации. А оказывается, это я его спровоцировала своим поведением.
Ведущий: Спасибо, Оля. Ваше новое понимание действительно позволило получить доступ к
важной информации. Вы можете успешно пользоваться вновь приобретенным способом. Факт
обнаружения новой информации говорит о том, что вы им уже владеете.
Процедура приобретения нового способа понимания достаточно проста. Сейчас мы приведем ее
пошаговое описание. Возьмем наиболее простой случай работы с одним партнером.
1. Найдите различия между параметрами своих образов «замешательства» и «понимания».
2. Найдите различия между параметрами образов «замешательства» и «понимания» вашего
партнера по процедуре.
3. Измените свой образ «понимания» и сделайте его аналогичным по своим параметрам образу
«замешательства» вашего партнера.
4. Образ, полученный на третьем шаге, измените так, чтобы он стал аналогичен по своим
параметрам образу «понимания» вашего партнера.
5. Переживите способ «понимания» партнера применительно к своей жизненной ситуации. На
это уходит несколько минут или чуть больше времени. Если процедура сделана тщательно, то
результатом применения понимания другого человека будет какое-нибудь новое знание, либо некое
новое переживание ситуации.
Еще раз напомним, что под параметрами образа подразумеваются такие его характеристики как
цвет, объемность, динамичность-статичность, ассоциированность-диссоциированность, удаленность
видимого изображения, наличие или отсутствие рамки у картинки и т.п. Содержание образа во всех его
преобразованиях не участвует. Оно может быть любым.
Вполне вероятно, что в разных областях жизни человек владеет различными способами
понимания. По этой причине, производя изменения, имеет смысл предварительно соотнести
жизненные сферы: свою и партнера. Как в приведенном примере, где Галина и Оля работали в рамках
одной области, области межличностных отношений.
Правда, человек очень часто имеет один единственный способ понимания на все случаи жизни.
Это говорит об отсутствии выбора, внутренней несвободе и проявляется в стереотипности
поведенческих реакций. Процедура изменения способа понимания дает возможность обрести выбор в
различных жизненных ситуациях. У человека возникают разные понимания происходящего, и он может
несколькими отличными способами выстраивать свое поведение. А это и есть выбор возможность
|