возникающих из кратких отступлений автора. В этом случае как раз и возникает впечатление
полифоничности текста.
Юра: А как вы считаете, все ли могут достигнуть таких же результатов, как и мой знакомый?
Вдруг это удел лишь избранных?
Ведущий: В основе достижений вашего знакомого лежит способность органов чувств человека
взаимодействовать между собой. Так мы порой говорим о «темных тонах» или о «светлой мелодии».
Различные звуки вызывают ассоциации с определенными цветами. Все это примеры взаимодействия
слухового и зрительного анализаторов.
Точно также и слово, фраза, вообще текст порождают соответствующие зрительные образы.
Обычно люди читают очень медленно, поэтому возникающие перед их внутренним взором картины
статичны и напоминают фотографии. Кроме того, они находятся на периферии нашего сознания, т. к.
внимание сосредоточено на чтении текста. Мы отчетливо воспринимаем слова, предложения, следим за
тем, чтобы не потерять строчку. По этой причине зрительный образ представления оказывается
нечетким, фрагментарным, очень неустойчивым. Этот образ постоянно разрушается накладывающимся
на него образом текста.
Когда же наше внимание освобождается от необходимости следить за текстом, то в фокус ясного
осознания попадают зрительные образы представления. Они становятся яркими, четкими,
устойчивыми. Большая скорость чтения обеспечивает динамичность видимой картины. В результате и
возникает своеобразный субъективный «фильм» по сюжету книги.
Практически любой человек может научиться разворачивать текст в соответствующий видеоряд.
Просто, люди, склонные воспринимать мир, в первую очередь через зрительные образы, легче и
быстрее овладевают этой способностью, чем все остальные. Вы, Юра, как раз относитесь к зрительному
типу людей.
Юра: Значит, я вполне могу овладеть рациональным чтением.
Ведущий: Конечно. Вы четко сформулировали ожидаемый результат своих усилий. У вас
интенсивная положительная мотивация. Первые два шага на пути к успеху уже сделаны.
Юра, а что вы можете уже сегодня сделать для продвижения к результату?
Юра: Сегодня я могу сформировать стратегию движения к цели.
Ведущий: Ну, да. Этим мы сейчас и занимаемся. Хорошо вы подметили! Обучение
рациональному чтению предполагает цикл регулярных занятий. На каждом занятии используется
определенный подручный материал.
Юра: Да, у меня есть программа из двадцати четырех занятий. Ряд упражнений делается каждый
день по пятнадцать двадцать минут. Сегодня вечером я могу изготовить приспособление для одного
из этих упражнений.
Ведущий: Каждый вечер вы можете подготавливать необходимый материал для какого-либо из
упражнений. Сколько времени для этого понадобится?
Юра: Ежедневных упражнений три, значит хватит трех вечеров.
Ведущий: Как часто вы будете заниматься, не считая ежедневных упражнений?
Юра: Три занятия в неделю по полтора-два часа. Заниматься я буду через день, исключая
выходной. Накануне дня занятия буду готовить необходимые приспособления.
Ведущий: Очень хорошо, Юрий. Заниматься вы будете по вечерам?
Юра: Да, вечером, после ужина. А одно из ежедневных упражнений делается перед самым сном.
Ведущий: Скажите, а что будет вам помогать приступить к занятию вечером? Ведь это требует
некоторых усилий. Вместо телевизора, каких-то развлечений, вы садитесь за занятия. Что будет
ресурсом в этом случае?
Юра: Вы знаете, я люблю вечером читать, сидя за своим письменным столом. Большой свет в
комнате потушен, горит только настольная лампа. У меня это вызывает ощущение уюта. Я прочитал за
своим столом много интересных книг.
Ведущий: Хорошо. Ваше рабочее место выступает в качестве стимула, вызывающего ресурсное
состояние. А что еще?
Юра: На работе приходится много общаться, вокруг всегда народ, шумно. Устаешь. Вечером
хочется побыть в тишине одному.
|