мультфильма, а потом услышала, как они там кричали.
Ведущий: Ну, вот и ответ, почему глаза ушли вправо вверх, а затем вбок, опять-таки справа.
Лена имела дело с образом воспоминания.
Николай: Вы ничего не сказали о позиции справа внизу.
Ведущий: Эта позиция связана со слуховыми сигналами. Лена, еще одно небольшое задание вам.
Поговорите мысленно сами с собой. Одну-две минуты. (Лена молчит около минуты, ее глаза
перемещаются вниз и вправо).
Как вы могли убедиться, внутренний диалог сопровождается движением глаз вниз и вправо.
И еще один, часто встречающийся вариант. Иногда во время беседы вы замечаете, что
собеседник как бы смотрит «сквозь» вас. Речь идет о взгляде перед собой. Если вы будете внимательны,
то увидите, что в этот момент происходит расширение и расфокусировка зрачков, а также расслабление
мышц лица. Иногда бывает и наоборот сужение зрачков. Подобный взгляд указывает на то, что ваш
собеседник получил доступ к каким-то своим зрительным образам.
Кстати, в эту минуту он вас не
слышит. Имеет смысл остановиться и подождать, когда партнер снова вернется к реальности из своего
внутреннего мира.
Сейчас мы разделимся на группы по три человека и потренируемся в различении
глазодвигательных реакций человека. Но прежде я хочу вот что сказать. Лена продемонстрировала нам
реакции, характерные для «правши». У «левши» реакции будут инвертированы, то есть право и лево
поменяются местами. Еще один момент. Вы можете получить реакцию, которая не согласуется с
предложенной ранее схемой. Спросите человека, что он делал, ища ответ на ваш вопрос. Как вы
заметили, Лена своими рассказами очень просто объясняла нам все свои, казалось бы, нетипичные
реакции.
В общем случае вам, конечно, могут встретиться люди, глазодвигательная реакция которых
совершенно не соответствует приведенному здесь описанию. В этой ситуации вам предстоит
самостоятельно выяснить, какому внутреннему процессу соответствует то или иное положение глаз
человека. Допустим, вы обнаружили, что взгляд вправо-вниз соответствует доступу к зрительным
образам воспоминания. Можете быть уверены, что у этого человека данное направление взгляда всегда
будет означать, что во внутреннем плане он рассматривает картины из своей прошлой жизни. Люди
систематичны в своих реакциях. Реакции могут быть бесконечно различными у разных людей. Но если у
конкретного человека вы обнаружили, что он что-то делает определенным образом, то очень велика
вероятность, что он это всегда делает именно так, а не иначе.
Итак, мы с вами сейчас будем работать в группах по три человека. Один человек делает то, что
делала Лена. Другой то, что делал я, т. е. задает вопросы разного типа. А третий слушает вопросы и
вместе с задающим вопросы наблюдает за движениями глаз отвечающего. Первая группа вопросов
относится к работе зрительного анализатора. Здесь можно выделить два типа вопросов. Одни
предполагают обращение к прошлому опыту человека, к воспоминаниям. Другие побуждают человека
конструировать какие-то зрительные образы, так как в его опыте ничего подобного нет.
Следующая группа вопросов связана с работой слухового анализатора. Здесь также задают два
типа вопросов. Одни связаны с обращением к прошлому опыту, другие предполагают конструирование
чего-то нового.
И последняя группа вопросов, как обычно считается, связана с получением доступа к
кинестетическим ощущениям. Хотя на самом деле сюда включается более широкий круг ощущений
нашего тела. Кинестетические ощущения это ощущения движения, положения частей тела в
пространстве и ощущения производимых мышечных усилий. Также сюда относятся тактильные
ощущения, то есть ощущения прикосновения, давления, вибрации. Температурные ощущения тепла и
холода. И особо выделяют вкусовые и обонятельные ощущения. Здесь же можно упомянуть такое
интегральное переживание, которое обычно именуется «самочувствием человека».
Сделайте это упражнение, а затем мы обсудим полученный вами опыт. Пусть каждый участник
группы побывает и наблюдателем, и спрашивающим, и мысленно отвечающим. В результате, одну и ту
же процедуру группа проделает три раза.
Читатель может сам сделать описанное выше упражнение и на личном опыте убедиться в
|